ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Кафедра источниковедения исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а также кафедра культурного наследия МГИК и Историко-просветительское общество «Радетель» 7 апреля 2022 года провели всероссийскую конференция IV научные Чтения памяти выдающегося русского историка профессора В.А. Плугина. Чтения состоялись на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Председатель Программного комитета Чтений – доктор исторических наук, профессор А.Г. Голиков. Председатель Организационного комитета Чтений – доктор исторических наук, доцент Д.М. Володихин. Тематически Чтения были посвящены истории и культуре России периода с IX столетия до конца XVIII века, судьбам Русской церкви указанного периода, а также источникам, методам исследования и проблемам историографии по названному периоду. Научное творчеством самого Владимира Александровича Плугина (1937—2003) многообразно. Исследователь получил известность прежде всего как историк русской иконописи. Центральной темой всего творчества Владимира Александровича Плугина была и остаётся икона «Троица», а также творчество ее создателя. Этой теме были посвящены и кандидатская, и докторская диссертации учёного. Оба исследования стали основой для двух фундаментальных научных монографий. Первая, «Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник», появилась в 1974 году в издательстве МГУ имени М.В. Ломоносова. Спустя четверть века новая итоговая монография, «Мастер “Святой Троицы”. Труды и дни Андрея Рублёва», издательство объединения «Мосгорархив» (2001 год). Книга большая, почти 40 печатных листов. «Мировоззрение Андрея Рублева» быстро стало интеллектуальным бестселлером. Оно вызывало споры, восхищение, негодование и воспринималось как труд, значение которого выходит за пределы чистой науки. Мировидение иконописца, жившего много столетий назад, оказалось в центре подспудной полемики об идеалах, которая велась в русской культуре послевоенной поры под багровыми покровами официальной советской культуры. Книгу В.А. Плугина называли среди тех, которые следовало знать порядочному образованному человеку как часть своего рода «обязательного набора». Но помимо иконописи Владимира Александровича интересовали также проблемы летописеведения, эсхатологии (в ее историческом аспекте), история русской разведки, вопросы истории войн России, биография графа А.Г. Орлова-Чесменского и многое другое. Объединяющим моментом служит разве что хронология творческих предпочтений: от эпохи раннего Средневековья до конца XVIII столетия. Именно она и задала широкий тематический охват конференции.