![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Конференция «Русское искусство», ежегодно проводимая кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, уже традиционно снабжается подзаголовком, раскрывающим то основное направление, в котором организаторы задумали двигаться в изучении обозначенного предмета, или тот угол зрения, под которым они предлагают взглянуть на историю русского искусства. Выбрав на этот раз подзаголовок «Странствия и возвращение», мы хотели посвятить разговор теме долгого перемещения, состояния «вне дома». Такое состояние сродни путешествию, но это более длительное и более сложное путешествие, не вояж, а путь, не тур, а странствия и скитания. Это часто жизнь и творчество на пределе возможностей или, наоборот, в необыкновенно спокойном ритме. Странствовать может даже Бог, странствуют святые, ходят по земле артели и дружины мастеров, путешествуют иконы, ездят в пенсионерские поездки и задерживаются на всю жизнь художники, уезжают в эмиграцию или пропадают на войне. Странствуют и прибывают к нам иностранные мастера; иногда они возвращаются. Этому состоянию странствия свойственны ностальгические воспоминания или, наоборот, отторжение. Но это, безусловно, важное состояние для русской культуры и русского искусства. Вместе с тем, если странствие кончается, то настает возвращение, приближение назад, новое видение Родины. Мотив Вечного возвращения пронизывает русское искусство так же, как и мотив странствия. Это такой уроборос – кусающий себя за хвост зверь, катящийся по просторам русской культуры. Осветить на вопросы странствия и возвращения, пусть частично, раскрыть путь художника или картины, героя или образа, определить «адрес» происхождения артели, увидеть направление движения целой школы или стиля – все это связано с темой нашей конференции.