![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В современном мире мы наблюдаем две взаимоисключающие тенденции: с одной стороны, проблематизируется диалогический принцип человеческого общения (возможность диалога в принципе ставится под сомнение), а с другой – акцентируется социальная природа человека как его видовое свойство. Между тем, нельзя не признать, что именно от способности к взаимодействию во многом зависят как межличностные отношения, так и социальные, и межнациональные. Искусство в целом традиционно рассматривалось гуманитарной мыслью как акт коммуникации между автором и реципиентом: последнему предлагалось расшифровать художественное послание автора urbi et orbi. Наука прошлого столетия (включая исследования Государственной академии художественных наук в 1920-е – 1930-е гг.), вписало эту деятельность в общую коммуникативную модель, где искусство предстает одновременно и речью, и сообщением, и кодом; при этом оно всегда использует два канала коммуникации: в системе «Я – ОН» и в системе «Я – Я». Современные художественные практики предлагают еще одну, новую концепцию, видя в искусстве не только приглашение к диалогу людей во времени, но и фактор социальности; каналы коммуникации играют все большую роль в формировании смысла эстетического послания. Еще в античности началось осмысление речевого общения, которое вылилось не только в метод ведения дискуссии (сократический диалог), но и в самостоятельный жанр диалога. Он не случайно сегодня воспринимается структурообразующим ядром всех философских жанров, находясь на вершине их иерархии. Диалогическая модель причудливо трансформировалась в разнообразных автокоммуникативных текстах («Мысли» Б. Паскаля, «Опыты» М. Монтеня, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо и проч.). При этом собственно литература поместила разные виды и типы диалога во все роды: драма полностью построена на обмене речами, эпос обычно делает его частью произведения, а лирика активно осваивает автокоммуникацию и активно обращается к собеседнику. Такой же богатой историей наделен и жанр письма, осваиваемый искусством долго и разнообразно. В силу многообразия видов человеческого общения общение, безусловно, широко представлено в искусстве на уровне тематики и проблематики: от библейских сюжетов до картины «Опять двойка» Ф.Решетникова, от оперы до сонатной формы и концерта, от сложных композиционных структур до драматического конфликта в литературе. Репрезентация сложностей общения и конфликтов сегодня сближает эстетику с психологией и антропологией. Актуальный контекст междисциплинарного изучения различных травм, речевой манипуляции и конфликтных взаимодействий позволяет обновить взгляд на репрезентацию коммуникаций в искусстве. Основные проблемы, выносящиеся на обсуждение: -- Модели коммуникации в произведениях искусства; -- Коммуникативная природа искусства (проблемы диалога автора и реципиента); -- Проблема перевода в процессе коммуникации (автор-переводчик-читатель); -- Коммуникативные функции жанров; -- Жанр диалога и эпистолярный жанр в искусстве; -- Герои-коммуникаторы в художественном произведении и в литературе нон-фикшн (журналисты, переговорщики, переводчики и т. д.); -- Неудачная коммуникация как причина конфликта в искусстве; -- Письмо как способ коммуникации: функции писем в художественных произведениях; -- Вербальная и невербальная (визуальная, тактильная, язык тела и проч.) коммуникации в культуре и искусстве; -- Проблематика одиночества и коммуникации; автокоммуникация -- Монологическая и диалогическая коммуникации (проблема равноправности участников процесса общения); коммуникативная установка героя (позиция проповедника или оратора, позиция ученика и проч.); -- Межвидовое общение (человек в мире животных и растений)