ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе содержится ответ на вопрос "Надо ли воспитывать взрослых людей?" Более чем спорная проблема в педагогике и психологии высшей школы проблема воспитания студентов. Надо или нет? Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. Если его понимать как принудительное воздействие на пассивную личность, то ответ относительно высшей школы может быть только отрицательным. Воспитательные воздействия в высшей школе (внушение, убеждение, эмоциональное заражение, личный пример, вовлечение в определенные виды деятельности другие виды) не должны быть пассивными. Если понимать воспитание как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно – да, воспитание в высшей школе должно иметь место. Это первый тезис. Но с пониманием, что студент, сам играя активную роль, выбирает идеал, выбирает круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, и этот круг широк и очерчивается неопределенно. Второй тезис: ответ на вопрос об идеале воспитания. Воспитание – целенаправленный процесс в соответствии с принятым идеалом. Идеалы описаны в «Стратегии развития образования в РФ до 2025 года». Однако Стратегия развития воспитания не раскрывает вопросов преемственности воспитательных задач на разных уровня образования. Например, если на уровне ВУЗа продолжается работа, начатая в средней школе, то важно понять относительно каких сущностных моментов эта работа продолжается, какие новые компетенции формируются, какими средствами осуществляются, как взаимодействуют субъекты. Это возможно учесть при разработке комплекса мер по реализации Стратегии. Цели заданы Стратегией и ФГОСами, а вот возрастосообразные методики, учитывающие структуру компетенций во ФГОСах, должны быть нормативно доработаны. Переход российского высшего образования на ФГОСы нового поколения, с выделение личностных компетенций, обеспечил целевую базу для соединения задач обучения и воспитания при формировании духовно-нравственных компетенций личности. Однако переход на образовательные стандарты не сопровождался качественным изменением задач и форм деятельности образовательных учреждений, имеющих воспитательную размерность. Как осуществлять воспитание? Третий тезис – ответ на вопрос как? Прежде всего через содержание предметов, содержание образования и методов обучения. Но воспитание в процессе профессиональной подготовки не сводится к вербальным воздействиям в ходе изучения предметов. Формирование поведения вербальным способом невозможно. Необходим синтез мысли, слова и действия. Известный тезис воспитателей древности: "Verba docent, exemple trahut" - слова учат, примеры увлекают. Или слова Дьюи: "Не учитель и учебник - источник знаний, а руки, глаза, уши, фактически все тело". Иными словами, в вузе должна быть организована определенная деятельность и учебная, и особенно внеучебная, с уяснением ее ценностной и нравственной сути. Поэтому условия реализации образовательных программ в бакалавриате, специалитете, магистратуре должны включать организационные и ресурсные параметры для организации внеучебной деятельности. Думаю, сегодня в ходе круглого стола важно определить какие ресурсы и на каком уровне (федеральном, региональном, вузовском) надо актуализировать. Четвертый тезис о роли преподавателя. Академическое сообщество не обладает единством в понимании собственных воспитательных задач, при оценке эффективности и качества работы профессорско-преподавательских составов (ППС) вузов не принимаются во внимание параметры воспитательной работы со студентами, для образовательных учреждений не разработаны нормативные документы, определяющие организационно-методическое и ресурсное обеспечение внеучебной деятельности. Давайте сегодня обсудим, что в этом направлении надо изменить? Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями. Как Уместно привести в этой связи извлечение из Кратких правил для преподавателей Московского императорского университета: "Учитель, не показывающий собой примеров и добродетели, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым".