![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Одной из наиболее значимых проблем планируемого межпланетного полета к Марсу является фактор автономности (Ушаков И.Б. с соавт, 2014). Задача сохранения оптимального психологического климата в изолированной малой группе в условиях длительного автономного полета имеет большую значимость для успешного выполнения программы экспедиции. Целью работы было изучение особенностей межличностного взаимодействия в экипаже в автономных условиях при моделировании условий межпланетного полета. Исследования проводились по результатам, полученным в ходе реализации эксперимента «Марс-500». Методы исследования: Для оценки групповой структуры применялся классический социометрический опросник Дж. Морено. Подсчитывался социометрический статус (популярность) каждого члена экипажа, который отражал успешность индивидуальной адаптации в группе. Методика проводилась 1 раз в месяц. Для выявления уровня психологической устойчивости членов экипажа использовался тест цветовых выборов М. Люшера в модификации Л.Н. Собчик (проводился 1 раз в 2 недели). Данная проективная методика позволяет оценить текущее эмоциональное состояние и интенсивность тревоги. Для оценки межличностного взаимодействия применялся метод видеонаблюдения как способ получения объективных данных об особенностях групповой динамики в условиях высокой автономности. Представлены результаты анализа видеозаписей из нескольких отсеков макета марсианского комплекса: кухня (столовая), кают-компания и коридор, ведущий в каюты, где чаще всего происходило не регламентированное профессиональными задачами общение. С помощью экспертных оценок были проанализированы видеозаписи 6-и дней изоляции (в период полного прекращения связи с «Землей»), подсчитано количество контактов каждого члена экипажа с остальными участниками эксперимента в рабочее и свободное время, а также количество инициируемых и принимаемых взаимодействий. Результаты: Была выявлена сильная корреляционная связь между уровнем тревожности и социометрическим статусом членов экипажа. Были выделены две подгруппы по 3 человека: социометрические «лидеры» с низким уровнем тревожности и менее популярные члены экипажа с более высокими показателями тревожности. При анализе видеозаписей мы обнаружили, что разница между количеством инициируемых и принимаемых взаимодействий соответствует уровню тревожности: чем более тревожен человек, тем больше взаимодействий он инициирует и тем меньше взаимодействий принимает. Двое из трех «лидеров» проявляли более активный стиль общения, часто инициировали контакты и принимали их, проявляя готовность к взаимодействию. Тем самым они удовлетворяли потребность менее устойчивых членов экипажа в получении поддержки у тех представителей группы, которые лучше адаптировались к условиям изоляции. Заключение: Применение видеоанализа группового поведения в сочетании с классическими психологическими тестами позволило более объективно оценить влияние уровня психологической устойчивости личности на успешность адаптации в группе, а также определить индивидуальные стили общения членов экипажа, связанные с уровнем тревожности и популярностью в группе.