ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В современной науке об искусстве (труды Михаила Ямпольского, Джонатана Крэри) образ художника нового и новейшего времени (с XIX века) нередко ассоциируется с типом коллекционера, архивариуса, старьевщика, фланера, травести. Такие параллели понятны, если учесть само изменение системы зрения нового и новейшего времени в сравнении с классическим. Вот что пишет Джонатан Крэри в книге «Техники наблюдателя»: «…уничтожая поле классического видения, императивы капиталистической модернизации создавали техники навязывания визуальной внимательности, рационализации ощущения и управления восприятием. Это были дисциплинарные техники, требовавшие создания идеи визуального опыта как чего-то инструментального, модифицируемого и по существу абстрактного, и никогда не дававшие миру возможность обрести цельность или неизменность. Как только видение было локализовано в эмпирической непосредственности тела наблюдателя, оно стало принадлежать времени, потоку, смерти» (перевод Дмитрия Потемкина). В данной связи уместно вспомнить новейшие технические изобретения, дающие иллюзии захвата мира глазом, его визуального присвоения, от подробно разбираемого Крэри стереоскопа до кинотеатров 3D maximum. Тонким аналитическим методом Крэри показывает, что эта иллюзия обладания миром на самом деле как никогда ранее увеличивает пропасть между его пониманием в качестве истинного, имеющего в основе единую структуру, и приятием в качестве собирающимся по делезовскому принципу «риманова пространства» - аморфного набора рядоположенных, но не соединенных друг с другом, кусочков (Крэри. С. 161). Постоянная циркуляция фантомных визуальных образов по аналогии с циркуляцией рыночной стоимости товаров девальвирует правду художнического видения. По мнению Михаила Ямпольского, лавка старьевщика хороший образ метаморфоз зрения. Оно соответствует данному Сартром определению «панорамность». Это сознание «не различающее между существенным и несущественным, а как бы панорамно фиксирующее все подряд (лавка старьевщика – это культурный продукт такого недискриминирующего сознания)». Выпасть из кругооборота рыночной неподлинности увиденных вещей помогает критическая в отношении к ним дистанция. Она может быть оформлена в качестве некоего тотального архива зафиксированных «ходячих» на рынке смыслов. Тогда это стратегия архивариуса. Она может быть инкорпорирована в подобие травестийного спектакля о художнике-старьевщике, отыскивающего под слоем медийного и консюмеристского хлама (собственно, в «своей» лавке) крупицы истины и правды. Тогда это стратегия тактильного воссоздания миров отчужденного от нас историей и некими заболтанными до догм и клише искусства. Дефиниции и общее показаны на примере искусства XX века (Джозеф Корнелл) и XXI века (Ян Тамкович)