![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В статье анализируется влияние глобализационных процессов на процесс внедрения здоровьесберегающих технологий в студенческой среде. Авторы подчеркивают, что в условиях глобализации (как движущего фактора развития социосферы) сохранение «здоровья» социосферы является одной из главных проблем, от решения которой зависит и настоящее, и будущее человечества. Ключевые слова: глобализация, глобализационные процессы, здоровье, здоровьесберегающие технологии, глобалистика. The article analyzes the influence of globalization processes on implementation of health safeguarding technologies in student environment. The authors emphasize that in the context of globalization (as a driver of development of sociosphere) maintaining the «health» of sociosphere is one of the main problems, whose solution plays a great role for the present and the future of mankind. Key words: globalization, globalization processes, health, health safeguarding technologies, global studies. Студенчество в современной России – количественная группа в социальной структуре населения и наиболее активная часть молодежи. В социально – экономическом плане студенческую среду следует рассматривать, в первую очередь, как резерв корпуса специалистов, работников умственного труда большинства профессий. В течение последнего десятилетия наблюдается рост контингента студентов вузов, происходящий опережающими темпами в сравнении со структурой системы профессионального образования. Этот рост был вызван развитием высшей школы в сторону расширения возможностей для удовлетворения права на получение высшего образования и заинтересованностью вузов в увеличении объема платных образовательных услуг ввиду недостаточности бюджетного финансирования. Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Проблема здоровья студентов становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического и демографического характера, переживаемыми в настоящее время Россией (увеличение степени социально-экономической дифференциации общества, снижение численности населения в связи с низкой рождаемостью и высокой смертностью). Социальная защищенность студенческой молодежи невелика, между тем как специфика возраста и учебного труда требует наличия адекватных социальных гарантий (медицинского обслуживания, полноценного питания, материального, спортивно-оздоровительного обеспечения и др.). Ослабленное чаще всего еще до ВУЗа состояние организма и психики, экологические проблемы, недостаточное питание, гиподинамия, невысокий в целом уровень валеологической культуры обуславливает то, что более половины студентов испытывают проблемы со здоровьем, многие из них находятся в преморбидных (предболезненных) состояниях . Важность изучения внедрения здоровьесберегающих технологий в студенческой среде обусловлена тем, что одной из основных проблем студенческой молодежи является средний уровень успеваемости в связи с высоким процентом заболеваемости. Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. По нашему мнению, эти изменения связаны, прежде всего, с интенсификацией глобализационных процессов. Под их влиянием сложная мировая система становится все более неустойчивым образованием, в котором расширяются и углубляются различного рода взаимозависимости и взаимосвязи. Глобализационные процессы имеют глобальный характер по масштабам распространения, они способствуют «повышению степени» глобализации, которая является движущим фактором развития (эволюции) социосферы, т.е. глобальной социальной системы. Сохранение «здоровья» социосферы – одна из главных проблем, от решения которой зависит и настоящее, и будущее человечества. Важно отметить, что глобализация представляется сейчас как один из наиболее важных глобальных процессов, формирующий целостность мира, прежде всего, в социальном измерении, т.е. в системе «человек-общество» . Вместе с тем, глобализация выходит за пределы своего социального аспекта. Ее воздействие существенным образом проявляется и в системе «человечество-природа» (социоприродные взаимосвязи и взаимодействия). Конечным результатом глобализации должно стать не только формирование целостности человечества, но и его переход на коэволюционные взаимоотношения с природой, т.е. будущая целостность человечества должна дополняться экологической безопасностью в глобальном масштабе (обеспечение экологической безопасности играет одну из ключевых ролей для сохранения здоровья молодежной среды). Растущий поток информации, потребность более глубоких знаний от специалистов требует и будет требовать все больше усилий от студентов. В связи с этим перед высшей школой возникает ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха студентов, необходимости совершенствования методики преподавания. Наиболее значимыми здоровьесберегающими технологиями в студенческой среде являются образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три категории: • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний ; • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога со студентами (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся. Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеучебной занятости студентов, организации их досуга, дополнительного образования: 1. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; 2. Реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью; 3. Укрепление системы студенческого самоуправления; 4. Развитие системы внеучебной занятости. Для внедрения здоровьесберегающих технологий в молодежной среде МГУ имени М.В. Ломоносова необходимо придерживаться следующих ключевых принципов: 1. В университете необходимо развивать такую образовательную среду, которая будет обеспечивать снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы учащегося, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития студента, но и для его нормального психофизиологического состояния. 2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. 3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Студент - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. 4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным. 5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции . 6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности. 7.Осознание студентом успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то определенный аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени. 8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации к условиям обучения в вузе: снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни. 9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления обучающихся. 10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий. Мы считаем, что достаточно успешным примером реализации здоровьесберегающих технологий в МГУ имени М.В. Ломоносова является опыт факультета глобальных процессов. На факультете разработан ряд инновационных образовательных курсов, направленных, в том числе, и на развитие валеологической культуры у студентов: «глобалистика и международные отношения», «глобальная экология», «глобальные социоприродные процессы», «инновационный менеджмент». Глобалистика, например, изначально складывалась как принципиально новое научное направление, изучающее широкий круг проблем социально-гуманитарного и естественно-научного плана, и как сфера общественной практики, охватывающая международную политику, экономику, экологию и даже идеологию. Она изучает многомерные явления планетарного масштаба в качестве субъектов универсально-исторического развития Земли, которые предстают в качестве глобальных систем и процессов. Мы можем утверждать, что в практическом плане глобалистика стремится исследовать коренные причины глобальных изменений и находить оптимальные пути для их разрешения. В образовательный процесс на факультете здоровьесберегающие технологии также успешно внедряются благодаря деятельности Центра инновационных образовательных технологий, на базе которого разрабатываются и реализуются уникальные игровые модели различных политических и экономических процессов, внедрение которых в образовательный процесс значительно повышает усвоение студентами учебного материала, развивает их практические навыки, облегчает процесс адаптации студентов к нормам жизни в университете и снижает риск нарушений в состоянии их здоровья (игровые модели «Рим», «Марс-2031» ). Таким образом, в условиях ускорения темпов глобализации здоровьесберегающие технологии будут играть всё более важную роль в системе высшего образования. Сохранение здоровья студенческой среды – важная задача как для национальных правительств, так и всего международного сообщества в целом.