![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Смена научной и образовательной парадигмы в постсоветской России повлекла за собой неизбежность новых форм и методик преподавания в высшей школе. Это особенно актуально для мало востребованных в новых условиях отраслей науки, таких как палеонтология. Резкое сужение сферы применения привело к критическому сокращению числа студентов палеонтологов и сильному снижению их начального образовательного уровня. Хуже всего, что новые студенты уже не столь хорошо усваивают предмет, преподаваемый им классическим образом. Причины две: первая и главная – появление компьютера в раннем детстве и, как следствие, привычка к очень быстрому, очень плотному и весьма поверхностному усвоению информации (информация в картинках), что противоречит классическому обучению, основанному на методичном чтении книг и учебников. Вторая причина – снижение общеобразовательного уровня в средней школе и, как следствие, неспособность студентов справляться с обязательной программой. Однако палеонтология – наука консервативная, и многие новые современные методики преподавания к ней неприменимы. Но именно эта консервативность (специалистом становятся, лишь отсмотрев и запомнив огромное число фоссилий), позволяет открыть новое направление в преподавании палеонтологии – музейное обучение. Цель у аудиторного и музейного обучения одна – преподать предмет. Задачи и методики – разные. Аудиторное обучение закладывает теоретическую основу курса, знакомит с базовыми объектами (типичными представителями), дает практические навыки и умения. Музейное обучение позволяет, с одной стороны – проводить обобщения, с другой – углубляться в частности и исключения, восполняет недостатки аудиторных коллекций, многократно расширяя и дополняя иллюстративную базу, включая уникальные образцы. Особые возможности музейного обучения заключаются в ярком эмоциональном настрое, возникающем во время его посещения. Преподнесенное в неформальной, красивой, можно сказать праздничной обстановке, знание впитывается не только умом, но и душой, всегда стремящейся к прекрасному, что создает чрезвычайно благоприятную почву для интенсивного эмоционального обучения. В такие минуты мозг способен вместить и удержать большее количество информации, чем обычно (больше информации за то же время). Более того, эмоционально окрашенная новая информация существенно легче взаимодействует с уже имеющейся, что приводит к возникновению из разрозненных фрагментов знания более объемной и целостной картины (лучшее владение материалом), чем в результате классического аудиторного обучения, и достигается этот результат гораздо быстрее (повышается скорость обучения). Музейное обучение может быть трех типов, которые различаются по целям и методикам, и применяются в зависимости от конкретной поставленной задачи. I. Первое, это регулярное посещение музея в течение долгого времени, когда методично отсматривается только та часть экспозиции, которая отвечает теме занятия. Поэтому вся экспозиция бывает освоена только к концу цикла, но достаточно полно. II. Второе, это однократное посещение музея с экскурсией, когда студентам показывают иллюстрации к ключевым моментам изучаемого курса. В этом случае музей бывает осмотрен полностью за один раз, но весьма поверхностно. III. Третье, это самостоятельная работа студентов в музее. Ни в коем случае, этот новый формат не может заменить классическое аудиторное обучение, воспитывающее узких специалистов, но применяемое вкупе с ним, позволит достичь гораздо большей универсальности подготовки. Это должно привести к востребованности выпускников не только в сфере фундаментальной науки и ее прикладных областей, но также в разных аспектах музейного дела, в среднем и дополнительном детском образовании, в сфере популяризации науки. Изменяя форму влияния на общество, палеонтология сильно расширяет свои возможности, что, в конечном счете, поможет ей сохраниться как науке.