ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Существующие эмпирические исследования социального познания соотносятся с разными теоретико-методологическими подходами, одним из которых является концепция ментализация, понимаемая как способность представлять психические состояния – свои собственные и других людей. Выбор способа операционализации данного конструкта во многом зависит от необходимости сохранения специфического контекста интимно-личностных отношений, но в то же время – от возможности статистической оценки полученного материла. Этим требованиям отвечает модель Д. Вестена для анализа нарративов в Тематическом апперцептивном тесте, иллюстрирующих ситуации эмоционально наполненного социального взаимодействия. В рамках данной модели анализируются особенности репрезентации Я-Другой по показателям когнитивной сложности представлений, понимания социальной причинности, аффективного тона отношений и эмоционального вклада в отношения. Перечисленные категории описывают устойчивые конфигурации восприятия психического мира. Индивидуальные и клинические вариации стилевой структуры ментализации интерпретируются нами в парадигме когнитивно-аффективной дифференцированности/интегрированности системы репрезентаций, соотносимой с уровнями понятийной организации сознания (Выготский. Так, синкретические формы проявляют себя в неупорядоченности, неустойчивости, нерасчлененности репрезентаций своих переживаний и внутреннего мира Другого. Переход к комплексному мышлению предполагает большую структурированность и сложность, в том числе внутри поиска социальной причинности, однако подобные представления направляются конкретно-ситуативными образами, вне связи с субъективными состояниями партнеров (Соколова, 2017). Цель исследования – выявить стилевые особенности структуры ментализации у пациентов с диагнозом шизофрения. Выборка: 80 пациентов с диагнозом шизофрения, наблюдавшихся на базе ФГБНУ НЦПЗ, 40 респондентов без психиатрических диагнозов. Методики: 1) Тематический апперцептивный тест с интерпретацией данных по модели Д.Вестена; 2) Субтест 1. «Истории с завершением» из методики на социальный интеллект (Дж. Гилфорд) для выявления фактора понимания последствий поведения. Результаты. Для исследуемых контрольной группы анализ внутреннего мира доступен и представлен разными типами ментализации. В группе пациентов отмечается редукция символически опосредствованных способов понимания психического, нарушения системной организации ментализации устойчивы, достоверно отличны от нормы (p≤0,05). Обследованные пациенты характеризуются трудностями регуляции собственной аффективной жизни, превалированием враждебных ожиданий от социальных связей (Соколова, Андреюк, 2018). Подобные негативные установки соотносятся с преимущественно недифференцированным представлением о межличностных отношениях: нарушением границ между своими переживаниями и чувствами Другого, между реально происходящим и субъективно воспринимаемым; не ограниченная рациональностью ментализация с легкостью подвергается «затоплению» примитивными аффектами (синкретический стиль). Отсутствие психологического компонента в объяснении детерминации межличностного поведения (сниженное «понимание социальной причинности») соотносится с трудностями в области социального интеллекта (0,325, p≤0,001). Роль субъектности в социальном познании минимальна, гораздо большее значение придается внешним и ситуативным факторам (комплексный стиль), другим лицам; в понимание психического вплетены элементы магического, сверхъестественного, бредового. Выводы. Таким образом, у пациентов с диагнозом шизофрения в сравнении с психически здоровыми исследуемыми нарушения ментализации представлены конфигурациями преимущественно недифференцированных аффективно заряженных репрезентаций межличностных отношений. Допонятийные формы социальной категоризации упрощают и искажают как самовосприятие, так и восприятие Другого, в частности, понимание социальной причинности