ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе привлечены основания включения в программу курса Биоэтика вопросов, отражающих теологическое знание и формирующих понимание конфессионального отношения к различным биоэтическим ситуациям (конфессиональные моральные принципы и ценности в профессиональной деятельности медиков и исследователей, правила и рекомендации относительно конфессионально корректного поведения в ситуации лечения и исследований) с целью обучения и воспитания врачей и исследователей. Выделены модели преподавания курса, отражающие особенности отношения к вопросам теологии: Северо-американская модель: на фоне высокой роли экономических и правовых факторов, морального плюрализма в рамках либерального и консервативного крыла в биоэтике - акцент на практику протоколов, правил и рекомендаций в конкретных ситуациях лечения и исследований, а так на нравственные коллизии (казусы), возникающие в процессе лечения и исследований («казуистический подход», Б.Г.Юдин) Европейская модель – совмещение двух подходов – «принципалистский подход» (Б.Г.Юдин - акцент на моральные принципы и ценности в профессиональной деятельности медиков и биологов) и «казуистический» подход.Латино-американская модель: на фоне высокого социального запроса на справедливость, высокой роли этических комитетов, ориентации на католицизм - vademecum (лат. букв. «иди со мной», доминанта «юридического» отношения к Богу) – «принципалистский» подход, как следствие, включенность биоэтических тем в профильные курсы. Российская модель – интегративный подход - соединение казуистического и принципалистского подходов с вниманием к моральному регулированию межличностных отношений по вертикали и горизонтали в терапии и исследованиях. В качестве философско-методологических оснований включения вопросов теологии в преподавание курса выделены:Мировоззренческие основания - совокупность фундаментальных принципов, отражающих современное истолкование биоэтики в контексте традиционных теологических вопросов.Методологические основания - принципы познавательной деятельности, на которые оказывает аксиологическое влияние теология, а так же философское знание в целом, и биоэтическое знание в частности. Биоэтика как пример постнеклассической науки. Социальные основания – система положений, определяющих место биоэтики как социального института, ее цель и назначение в свете существующих в обществе религиозных ориентаций.