ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Одно из первичных, очевидных условий нашего мира, описанное в философии от Платона и вплоть до И.Канта, - принципиальная разделенность человека и вещей, его окружающих. В литературе нередко человеческие качества переносятся на элементы неживой природы, иногда на предметы материального мира. Это явление называется метафорой. Предметом анализа является кольцо из эпопеи Толкиена «Властелин Колец». С самого начала заявлено, что Кольцо обладает волей. Однако чья это воля? Саурона? Черных Всадников? Собственная воля Кольца? В Бри Кольцо хочет вернуться к Саурону. Оно всячески привлекает внимание постояльцев к Фродо, притягивая Черных Всадников. Однако героям удается спастись. Незадолго до этого хоббиты попали в беду, не связанную с Темным Властелином и Кольцом: угодили в заколдованные могильники, порабощающие волю. В этом эпизоде Кольцо ведет себя странно. Сила его воли, значительно превосходящая колдовство могильников, спасает четверых хоббитов от гибели. At first Frodo felt as if he had indeed been turned into stone by the incantation. Then a wild thought of escape came to him. He wondered if he put on the Ring, whether the Barrow-wight would miss him, and he might find some way out. But the courage that had been awakened in him was now too strong: he could not leave his friends so easily. ... Suddenly resolve hardened in him, and he seized a short sword that lay beside him, and kneeling he stooped low over the bodies of his companions. «Вначале Фродо чувствовал себя так, словно действительно был превращен в камень заклинаниями. Потом ему пришла в голову дикая мысль о спасении. Он подумал, что, если наденет Кольцо, может быть, Умертвие потеряет его из виду, и он сможет найти какой-то выход. Но отвага, разбуженная в нем, теперь была слишком велика: он не мог бросить друзей так просто. … Внезапно сопротивление в нем окрепло и он схватил короткий меч, лежавший рядом и, стоя на коленях, склонился над телами спутников». [Здесь и далее перевод мой. – Е.Н.] Дикая мысль о собственном спасении? С чьей точки зрения «дикая»? На тот момент Фродо едва ли представляет себе, каковы силы и возможности Кольца, поэтому мысль, что кольцо, делающее невидимым для человека, может сделать невидимым и для Умертвий, т.е. духов, кажется ему странной. Очевидно, эта мысль вложена в его сознание Кольцом. Благодаря этому хоббитам удалось спастись. Спасение хоббитов противоречит целям Кольца. Здесь мы видим проявление его воли, не связанное с необходимостью попасть к Саурону и уйти от хоббитов, так как они принесут его к эльфам и Гэндальфу, опасным для него. На пути к эльфам Назгул настигают Фродо. Он испытывает сильнейшее воздействие их воли: Not with the hope of escape, or of doing anything, either good or bad: he simply felt that he must take the Ring and put it on his finger. «Не мысль о спасении, или о каком-либо действии, равно хорошем или плохом: он просто чувствовал, что должен надеть кольцо на палец». Автор подчеркивает – это не та воля, которая спасла его в Могильниках. Это воля Черных Всадников, проводников воли Саурона. Их цель ясна – Фродо должен надеть Кольцо. Тогда Саурон сможет заставить его отдать Кольцо. Но Фродо, хотя и одевает Кольцо, продолжает сопротивляться им. Заметим: о каком бы то ни было воздействии Кольца на Фродо в это время в тексте нет ни слова. То есть воля Назгул не есть воля Кольца. Более того, у Брода к Ривенделлу, когда Назгул вновь требуют Кольцо, Фродо отвечает им you shall have neither the Ring nor me – «вы не получите ни Кольцо, ни меня». Он объединяет свою волю и волю Кольца. На Броде его воля преобладает. Прямое (насколько это возможно для предмета) выражение воли Кольца звучит на Совете Элронда. A great dread fell on him, as if he was awaiting the pronouncement of some doom that he had long foreseen and vainly hoped might after all never be spoken. ... At last with an effort he spoke, and wondered to hear his own words, as if some other will was using his small voice.‘I will take the Ring,’ he said, ‘though I do not know the way.’ (Его охватил ужас, словно бы он ожидал произнесения некоего приговора, которого он давно ожидал и лишь надеялся, что он может быть никогда не произнесен. ... Наконец с усилием он заговорил, и с удивлением слышал собственные слова, словно чья-то чужая воля использовала его слабый голос. «Я возьму Кольцо», - он сказал - «хотя я не знаю дороги». Кольцо приняло решение, Фродо лишь ему подчиняется и озвучивает его. Отметим: слышало Кольцо и решение Совета – Хранитель отправляется в Мордор, чтобы его уничтожить. И Кольцо против этого не возражает, оно хочет лишь, чтобы Хранителем стал именно Фродо. Итак, Кольцо обладает волей, которая не равняется воле Саурона и Назгул. Мы имеем дело с особым предметом, к которому слова «вещь», «предмет» употребимы лишь относительно, за неимением более точных. Фактически же это «живой предмет», наделенный собственным сознанием, волей, желаниями. Кольцо даже способно общаться с другим персонажем, в результате чего обе стороны могут принимать собственные и не всегда совпадающие решения. Это действительно предмет, ограниченный действиями, физически доступными обыкновенному кольцу. Однако это касается лишь внешней его стороны. В отличие от обычного кольца, Единое обладает собственным внутренним миром, разумом, что оказывает влияние и на особенности его действий, фактически «поведения». Например, кольцо не укатилось, а ушло, покинуло, предало и т.д. Т.е. осознанно совершило те или иные поступки. Таким образом, в произведении постепенно складывается общение между персонажем и предметом, разрушаются естественные границы между предметом и персонажем, при этом предмет, а не персонаж претерпевает существенные изменения, т.е. предмет перестает быть частью внешнего мира и переходит в персонажную сферу.