ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе на конкретном примере раскрывается тема стилевой преемственности между романтизмом и символизмом в русской литературе. Материалом анализа послужили произведения яркого представителя русского романтизма, теоретика и новатора В.Ф. Одоевского, а также проза писателей-символистов. В качестве объекта исследования были избраны женские образы и специфика их воссоздания указанными авторами. Исследование показало, что, несмотря на то, что символисты не провозгласили В.Ф. Одоевского своим литературным предтечей и его имя не возникало в символистских манифестах и теоретических работах (как, например, имена Ф. Тютчева и А. Фета), именно от его идейно-тематических и стилевых опытов можно провести «прямые линии» к опытам символистским, наглядно проиллюстрировав преемственность двумя литературными направлениями и подтвердив значимость фигуры В.Ф. Одоевского в русском литературном процессе. Анализ ряда прозаических произведений В.Ф. Одоевского («Виченцио и Цецилия», «Косморама», «Сильфида», «Саламандра») позволил обнаружить, в частности, такие повторяющиеся с некоторыми вариациями женские типажи: женщина, обладающая тайным знанием или/и магическими способностями; женщина, имеющая двойственную природу, человеческую и мистическую (сопутствующий мотив в этом случае – любовный треугольник с участием «обычной» и «необычной» возлюбленной); женщина с ожившей картины. Указанные образы, воссозданные в высшей степени оригинально, демонстрируют, однако, черты несомненного влияния герметического учения (в том числе алхимической символики), философии Шеллинга, творчества немецких романтиков (прежде всего Новалиса, Л. Тика и Э.Т.А. Гофмана). Сходство женских образов в прозе В.Ф. Одоевского с наиболее частотными и востребованными женскими образами в символизме («Творимая легенда» Ф.К. Сологуба, «Огненный ангел» В.Я. Брюсова, «Петербург» и «Серебряный голубь» А. Белого и др.) обнаруживается при сравнительно-сопоставительном анализе. Показательно, что смысловые приращения образов в начале ХХ века осуществляются в целом в заданных романтизмом и прежде всего В.Ф. Одоевским направлениях – апелляция к мифологии, герметизму, теософии в широком смысле; стремление художественно воплотить идею синтеза искусства, религии и философии.