ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Маскарады воображения против кошмара реальности (Э.Т.А. Гофман и Г. Гессе) Игра воображения как способ бегства от действительности не была изобретена в романтическую эпоху, но именно в романтизме получила широчайшее развитие, вплоть до превращения в сюжетообразующий прием. Воображение у Гофмана рокайльное и готическое, метод, описанный широко и подробно, у Гессе дополняется погружением в стихию психоанализа и экзистенциальной проблематики. Однако из созданного поэтами мира грез не сложно восстановить прямые аллюзии на современную им политику и социальную действительность. Для анализа будут в основном использованы тексты романов «Элексиры сатаны» и «Степной волк». Feste der Fantasie contra die Schrecken des Alltags (E.T.A.Hoffmann und H.Hesse) Fantasiespiele als Moeglichkeit, der Wirklichkeit zu entfliehen – das haben nicht erst die Romantiker erfunden, aber gerade in der Romantik erfreuten sie sich einer besonderen Beliebtheit, sie wurden sogar gerne als Handlungselemente verwendet. Hoffmanns Fantasie verdankt viel dem Geist des Rokoko und den Schauerromanen; der Ansatz, den er eingehend und komplex beschrieben hat, wird bei Hesse erweitert durch ein Hineintauchen in die Tiefen der Psychoanalyse und der existentiellen Problematik. Allerdings lassen sich in den Traumwelten von Hoffmann und Hesse leicht direkte Anspielungen auf das politische Geschehen und auf die soziale Wirklichkeit von damals erraten. Zur Analyse werden in erster Linie die Romane “Die Elixiere des Teufels” und “Der Steppenwolf” herangezogen.