ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В секционном докладе отмечается, что развитие аудиовизуальных технологий в середине первого десятилетия XXI века определялось тактическими, а не стратегическими задачами. Объектно-ориентированный стандарт MPEG4, разработанный еще в 1999 г., предоставлял гибкие средства для работы с цифровым представлением медиа-данных: интерактивного мультимедийного содержимого на оптических дисках и в сети Интернет, графических приложений и цифрового телевидения – DTV, в том числе HDTV. Одновременно с массовым переходом от аналогового видео к цифровому в 2001 г. начались инициативные эксперименты по созданию программных проигрывателей с расширенными сервисными возможностями, позволявшими эффективно использовать достоинства стандарта MPEG4 для научных и образовательных целей. В отличие от распространившегося впоследствии DVD-видео, навигация по структурированным оглавлениям и доступ к информационному сервису этих проигрывателей могли осуществляться множеством удобных альтернативных способов одновременно с воспроизведением аудиовизуальных материалов. В 2003 году приоритеты сложились в пользу обеспечения финансовой окупаемости разработки формата DVD-видео, основанном на морально устаревшем стандарте MPEG2, который был изначально ориентирован не на компьютерные, а на телевизионные технологии формирования изображения. Вскоре MPEG4 стал использоваться видеопиратами для экономичного хранения фильмов, выпускаемых на DVD, и о его потенциальной интерактивности вспомнили только через 5 лет при разработке аппаратно-ориентированных кодеков DivX Ultra. К сожалению, за это время возникло множество отошедших от классических стандартов «суррогатных» форматов, предназначенных для воспроизведения аудиовизуальных данных на игровых приставках, портативных медиа-проигрывателях, сетевого общения и прочих развлекательных целей. В итоге, большинство современных разработчиков кодеков, проигрывателей и создателей медиа-ресурсов утратило историческую преемственность ориентиров стратегического развития в направлении совершенствования систем навигации и информационного сервиса. Элементы навигации современных медиа-проигрывателей ограничиваются имитацией примитивных органов управления воспроизведением DVD, на видео-хостингах размещаются низкокачественные материалы с минимальным информационным сервисом, при создании медиа-ресурсов часто искажаются пропорции изображений, игнорируется читаемость текстов и достоверность сведений. Эти тревожные тенденции размывают границы между развлекательными и образовательными ресурсами на исходе эволюционной петли форматов, когда на смену DVD приходят HD, интерактивное телевидение и портативные медиа-проигрыватели, ориентированные на получение аудиовизуальных данных из сети Интернет. Настало время постулировать четкие критерии, помогающие создавать качественные образовательные аудиовизуальные ресурсы и эффективно их использовать.