ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Латинская Америка как регион возникала в ходе предвыборной кампании Дональда Трампа только в контексте отдельных пунктов платформы Республиканской партии в 2016 г. К ним относились протекционизм и выход из «невыгодных» для США торговых соглашений, ужесточение миграционной политики, критика обременительных для американского бюджета проектов за рубежом, как мирного, так и военного содержания. Все это, в большей или меньшей степени, характеризовало политику администрации Барака Обамы в Латинской Америке. Она отличалась стремлением углубить сотрудничество со странами региона в рамках либеральной модели глобальной экономики, сочетанием эффективной системы льгот для нелегальных мигрантов с жесткими депортационными мерами, способностью к гибкому ведению переговоров с теми режимами, которые выступали оппонентами США. Многие подходы к двусторонним и многосторонним отношениям США со странами Латинской Америки при Трампе действительно были откорректированы, а в ряде случаев подвергнуты прямой ревизии. Тем не менее, нынешний латиноамериканский курс США отвечает объективным условиям в регионе и имеет много общего с политикой предшественников. В сфере экономики администрация Трампа ставит задачу сдерживать растущее влияние Китая, который превратился во второго торгового партнера всех стран региона. Выход из Транстихоокеанского партнерства, на первый взгляд, способный подтолкнуть страны Латинской Америки к торгово-инвестиционному сближению с Китаем, в реальности не ослабил ключевых позиций США как главного поставщика технологий для них. Тенденция регионального экономического развития состоит в усилении таких открытых экономических объединений, как Тихоокеанский альянс. В более протекционистских интеграционных блоках (МЕРКОСУР, Андское сообщество наций), наблюдается движение в сторону большей открытости. Приход к власти в последние годы правых и правоцентристских сил в большинстве стран Латинской Америки создает благоприятные условия для сохранения и укрепления лидирующих позиций США. Поощрение открытости национальных экономик при одновременном использовании тарифных инструментов применяются администрацией Трампа от Мексики до Аргентины. Несомненным успехом американской дипломатии стало заключение нового торгового соглашения вместо НАФТА. Свидетельством того, что для Мексики США продолжают оставаться незаменимым партнером, стало отсутствие критики торговых соглашений со стороны новой левоцентристской администрации, которая разработала план по созданию специальной экономической зоны на севере страны при участии американских капиталов. США продолжила экономическое воздействие на «слабые звенья» Боливарианского альянса (Никарагуа, Эквадор), поощряя там деятельность американского бизнеса, что сокращает региональную поддержку его ядра в лице Кубы, Венесуэлы и Боливии. В 2017–2018 гг. к Венесуэле были применены масштабные экономические санкции, затрагивающие нефтяную отрасль страны, которые основаны на законодательстве эпохи Обамы, но стали крайне болезненными для режима Николаса Мадуро. Несмотря на то, что администрация Трампа, вопреки слухам, не пошла на закрытие американского посольства на Кубе, произошло расширение санкционного списка кубинских организаций. Риторика Белого дома в адрес кубинского и венесуэльского режимов стала куда более агрессивной. В гораздо большей степени при разработке политики в отношении Гаваны и Каракаса Белый дом стал руководствоваться рекомендациями представителей кубинского лобби и примкнувшей к нему новой венсуэльской иммиграции в США. Важно, что постепенно посты в госдепартаменте и Совете по национальной безопасности, ответственные за политику в Западном полушарии, заняли сторонники активного противостояния «авторитарным» режимам, в том числе и с применением силы. Военная составляющая сотрудничества США со странами Латинской Америки переживает период оживления: запущены новые форматы учений латиноамериканских вооруженных сил, поддерживаются инициативы правительств стран региона по их использованию в сфере общественной безопасности. В этом смысле хорошей иллюстрацией служит политика администрации по вопросу о преступности и массовой миграции в «Северном треугольнике» (Гватемала, Гондурас, Сальвадор). Однако здесь можно обнаружить намеченную ранее тактику по делегированию основных военных усилий ключевым союзникам США в регионе – Колумбии, Мексике, Перу, а с недавнего времени и Бразилии. Вместе с тем венесуэльский кризис показывает, что вопрос о «межамериканской интервенции» до сих пор не вошел в практическое русло. В правление администрации Трампа обнаружился кризис межамериканской системы, состоящий, главным образом, в нежелании США использовать ее механизмы в сферах экономического сотрудничества и безопасности. Белый дом предпочитает действовать в формате созданных ad hoc объединений типа Группы Лима. Тем не менее, наблюдается усиление «демократической солидарности» стран Латинской Америки с США, о чем говорят итоги восьмого Саммита Америк в апреле 2018 г. Американская дипломатия сумела добиться относительно выгодной для себя позиции большинства из них в своем противостоянии с Россией. Таким образом, администрация Трампа предпринимает шаги по активному включению региона в свою глобальную стратегию, которая состоит в одностороннем увеличении мощи США.