![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Мировая энергетика всегда была одним из самых актуальных вопросов для всего мирового сообщества. Она играла и продолжает играть, во многом, определяющую роль в геополитических, экономических и социальных процессах. Лидеры всех стран ставят энергетическую безопасность как одно из своих приоритетных направлений. Самым главными вопросами, стоящими перед мировой энергетикой остаются ее будущее развитие и установление равноправных партнерских отношений для избегания энергетического тупика. К сожалению, по различным причинам, некоторым странам подобное сотрудничество невыгодно, так как совместное развитие технологий, повышение эффективности добычи и потребления ресурсов ставит их экономическое превосходство под сомнение. Такие страны предпочитают создавать ресурсные резервы и вести информационную войну, которые дают возможность переместить внимание с решения актуальных задач, на различные спекуляции, подрывающие имидж других государств. Этим они отвлекают внимание мирового сообщества от определенных аспектов, а также используют созданные ситуации для реализации своих интересов. При значительном участии России, международные энергетические организации, ведут работу по созданию концепций и прогнозированию возможных сценариев будущего развития энергоресурсов, а, следовательно, и всего человечества, разрабатываются стратегии и подходы в области исследования грядущего в мировой энергетике . На данный момент, существует концепция, по которой к 2015-2050 гг. основные развивающиеся страны полностью выйдут из режима индустриального роста. Это предполагает фундаментальные изменения во все мировой энергетики. Модель мировой индустриальной системы может существовать только в рамках структуры Центр – Полупериферия – Периферия. К 2050 году предполагается, что произойдет кризис индустриальной фазы развития. В связи с эти были разработаны три возможных варианта будущего мировой энергетики и мира в целом: инерционный сценарий (реализация фазовой катастрофы), стагнационный сценарий (реализация фазовой стагнации), инновационный (реализация фазового перехода) . Инерционный сценарий предполагает продолжение постиндустриальной фазы и острый кризис после 2030 г. из-за достижения пределов роста индустриальной фазы. Для энергетики инерционный сценарий предполагает расширение добычи традиционных видов индустриальных энергоресурсов (газ, нефть, уголь) в развивающихся странах, при этом развитие постиндустриальной энергетики будет происходить весьма медленно и лишь в развитых странах, ввиду своей дороговизны. Стагнационный сценарий предполагает управляемое развитие вблизи пределов роста индустриальной фазы через экологическую парадигму и создание информационного общества. Данный сценарий может быть устойчив только при значительном замедлении темпов развития и, в перспективе, завершится кризисом 2030 г. Темпы энергетического роста развивающихся стран будут существенно ограничены искусственными барьерами в целях недопущения энергетического кризиса и экологической катастрофы. Доля возобновляемой энергетики на рынке ресурсов будет расти существенно быстрее инерционного сценария. Инновационный сценарий предполагает преодоление пределов роста индустриальной фазы и переход к новой фазе к 2030 году. Ключевой чертой данного сценария является комплексное развитие человека в технической, биологической, информационной, социальной, сферах. Инновационный сценарий предполагает высокие темпы развития энергетики нового типа в развитых странах, а также в некоторых лидирующих развивающихся странах. В рамках нашего исследования хотелось бы остановиться более подробно на проблеме технической модернизации ТЭК России и оценить амбициозные цели правительства, закрепленные в «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 г.» (еще один важнейший документ энергетической отрасли России, о котором порой забывают и большее внимание уделяют именно «Стратегии развития энергетической отрасли РФ до 2030 г.»). В соответствии с рассматриваемой стратегией основной целью деятельности электросетевого комплекса является «долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал» . Исходя из представленной выше формулировки можно утверждать, что приоритетом деятельности правительства в данной отрасли является прежде всего обеспечение интересов потребителей электроэнергии. В стратегии справедливо утверждается, что в целях развития российской экономики и улучшения её инвестиционного климата необходимо повысить доступность энергетической инфраструктуры для бизнес-среды. Кроме того, важнейшим приоритетом является обеспечение энергетической безопасности на всей территории нашей страны. Представленный документ – долгосрочная стратегия, которую необходимо реализовать до 2030 года. Выполнимы ли представленные в документе задачи? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос и оценим прогнозную составляющую рассматриваемой стратегии. «В течение ближайших 10 - 15 лет России предстоит внедрять технологии, которые уже используются в сетевых комплексах развитых стран. В частности, предстоит внедрять технологии "умных" электрических сетей, позволяющих повысить пропускную способность и стабильность энергоснабжения, сократить потери и издержки на технический и коммерческий учет у потребителя» . Мы считаем, что подобное внедрение «умных технологий» в ближайшее время будет крайне проблематичным (практически неосуществимым) и столкнется со следующими рисками: 1) Проблема технического переустройства. На месте старых энергоблоков и электрогенераторов необходимо будет ввести в действие новые мощности и, соответственно, построить новую инфраструктуру, включая дороги к электростанциям и пр. Новые энергоблоки должны будут находиться в районах, которые в нынешнее время не связаны линиями высоковольтных передач с главными центрами потребления электроэнергии. Другими словами, мы рискуем повторить опыт США, которым уже сейчас для технической модернизации ЛЭП требуется колоссальная сумма денег – 1,5 триллиона долларов . 2) Большая протяженность территории России, а значит неравномерность в «загрузке» соответствующих электросетей; 3) Недостаточное финансирование строительства новых мощностей, а значит потребность в новых инвестициях; 4) Бюрократические издержки, связанные с реализацией крупномасштабных проектов по модернизации ЛЭП в регионах России. «…Количество этапов, необходимых для технологического присоединения к электрическим сетям, к 2015 году должно быть сокращено с 10 до 6 и к 2018 году - до 5. В результате Российская Федерация должна войти в двадцатку стран по индикатору доступности инженерной инфраструктуры в рейтинге Всемирного банка» . План достаточно амбициозный и трудновыполнимый. Почему мы так считаем? Для ответа на этот вопрос обратимся к аналитическому докладу Всемирного Банка (World Bank) «Ведение бизнеса в 2013 году» . В отчете от 2013 г. приводится рейтинг 185 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Внимательно посмотрим на положение России в данном рейтинге - по показателю простоты получения разрешений на строительство наша страна занимает 178-е место, а по показателю простоты подключения к системе электроснабжения – предпоследнее 184-е место. Таким образом, сокращение этапов технологического присоединения к электросетям до 5 к 2018 году представляется практически недостижимым по ряду причин: 1) Технологическая модернизация будет тормозиться из-за несовершенства нормативно-правовой базы территориального и ландшафтного планирования (проблема размещения производственной инфраструктуры); 2) Общая технологическая отсталость России; 3) При реализации проектов по технологическому переоснащению энергоблоков необходимо учитывать мнение местного населения, уделять повышенное внимание экологическим вопросам, а также ориентироваться на местный трудовой ресурс. Необходимо заниматься социальными и благотворительными проектами для формирования положительного имиджа компаний в местах реализации соответствующих проектов. В реальности же получается, что тарифы на электроэнергию постоянно увеличиваются (и это будет продолжаться), наносится вред окружающей среде, а представители электросетевых организаций игнорируют мнение местного населения. Таким образом, зафиксированные в Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 г. планы представляются трудновыполнимыми и чаще всего очень преувеличенными. Необходимо понимать, что создание эффективной конкурентоспособной системы электроснабжения в нашей стране невозможно осуществить без: 1) Широкомасштабной технологической модернизации; 2) Облегчения системы разрешений на строительство новых энергоблоков (генераторов, предприятий, инфраструктуры и т.д.); 3) Стабильного притока зарубежных капиталовложений и роста внутренних инвестиций.