ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Доклад посвящен научным школам как форме организации совместной деятельности ученых и модели развития научного знания. Научная школа призвана не только продуцировать и распространять новое знание, но и повышать квалификацию своих участников, а также вовлекать в научную деятельность молодых людей, готовя из них специалистов в своей области. К признакам научной школы относят: наличие яркого лидера, соратников, учеников и последователей, постоянный приток нового поколения. Данные характеристики определяют состав и струк- туру научной школы. Научная школа предполагает единство цели и ценностей, разделяемых ее участниками, наличие систематизированного и верифицируе- мого научного знания, имеющего значительную научную важность и прорыв- ной характер, общий методологический инструментарий. Научная школа — это самоорганизующаяся система, не предполагающая принуждения и фик- сированного членства. Для экономической науки представляется более предпочтительной модель развития науки, предложенная И. Лакатосом в концепции научно-исследова- тельских программ, когда прогрессивной развитие науки связано с наличием конкурирующих теорий. К особенностям научных школ в экономике можно отнести практическую ориентированность, значительную социально-исто- рическую детерминированность, личностную окрашенность. В нашей стране также существует практика официального закрепления статуса и формализа- ции отношений в рамках научных школ. Наиболее актуальными для обсуждения, на наш взгляд, являются вопросы: Почему не каждое научное направление превращается в научную школу? Что происходит в настоящее время с научными школами в условиях глобали- зации и трансформации традиционных форм коммуникации?