ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Дифференциация полицентричных языков, в частности английского, вызванная его глобальной распространенностью и контактом с родными языками его пользователей, привела к образованию множества вариантов, имеющих «равное право» [Kachru & Smith 1985, p. 211] на статус в «семье английского языка» [Crystal, 1998] в виде «мировых вариантов» (world Englishes) и в то же время функционально разных, что отражено в известной теории «трех концентрических кругов» Браджа Качру [Kachru, 1985]. В так называемых Внутреннем и Внешнем кругах варианты функционируют как официальные или со-официальные, поддерживаются государственными институтами и потому называются институциональными [Kachru 1985], а варианты в Расширяющемся круге получили название “performance varieties”, поскольку они имеют довольно ограниченный круг функций, используются преимущественно для внешней, межкультурной коммуникации и существуют прежде всего в речевом исполнении [Kachru, 1983, p. 75]. В связи с этим, представляется, эквивалентным переводом термина performance variety мог бы стать термин ‘речевой вариант’. Предлагая данный вариант перевода, мы возвращаемся к дихотомии языка и речи, нередко игнорируемой в современных исследованиях. Реализация варианта в речи предполагает его значительную динамичность, меньшую стабильность и определенную мимолетность. Изучаемые по определенной модели (обычно британского и американского английского) варианты Расширяющегося круга в своем развитии могут значительно отклоняться от прототипической модели и обрастать новыми языковыми признаками. В вариантах Внешнего круга эти дистинктивные признаки постепенно находят закрепление, кодифицируются, содействуя образованию собственной языковой системы, отличающейся от системы британского или американского вариантов. В вариантах Расширяющегося круга, использующих экзонормы стандартизированных вариантов, языковая система, несомненно, имеется, но ее нормативный вариант, которому стараются следовать при обучении англоязычной речи пользователей, базируется на системах других вариантов и в результате оказывается более вариативной (допустимыми становятся нормы разных языковых систем). Поэтому в образовательных институтах избегается упоминание дистинктивных признаков, которые складываются стихийно и неосознанно и нередко принимаются за ошибки. Грань между типичными ошибками в речи пользователей и отличительными признаками варианта оказывается весьма расплывчатой. Закрепление дистинктивных признаков вариантов и их признание происходит в результате социального и психологического осознания лингвокультурной идентичности, выражаемой этим вариантом.