ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В связи со стремительным развитием биомедицины и биоинженерии все более и более актуальной становится задача этической регуляции этой научно-практической области, однако, экспериментальные исследования в области биоэтики все еще недостаточно фундированы со стороны современной когнитивной науки. Целью исследования стало построение психосемантической модели имплицитного эмоционального отношения студентов Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, начинающих изучать курс биоэтики (82 участника, 19.3±0.7 года, 60 женщин), к базовым категориям этой дисциплины. Была использована разработанная нами в рамках векторной психофизиологии Е.Н. Соколова методика перцептивно-семантического ассоциирования (Кисельников и др., 2013), которая позволяет по кореферентности набора базовых эмоций и набора диагносцируемых семантических объектов к набору базовых цветов реконструировать имплицитное эмоциональное отношение испытуемых к этим семантическим объектам. Был использован стандартный для этой методики набор из 10 реальных цветов, предъявляемых на экране компьютера, и названий 10 базовых эмоций. В качестве диагносцируемых категорий был использован набор из 15 базовых понятий биоэтики. В итоге факторного анализа было получено двумерное имплицитно-эмоциональное пространство с классическими осями аффективной валентности и аффективного эраузала, обладающее свойством сферичности, т.е. 25 слов (10 эмоций + 15 семантических объектов) закономерно расположились на поверхности окружности. Анализ конкретной локализации 15 семантических объектов позволил провести количественную диагностику имплицитного эмоционального отношения к этим объектам, и, в итоге, построить многомерную модель субъективной репрезентации категорий биоэтики у студентов медицинского университета. Ключевые слова: экспериментальная философия, экспериментальная биоэтика, векторная психофизиология, психосемантика, перцептивно-семантическое ассоциирование, цвет, эмоции, имплицитная психодиагностика.