ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В начале XX в. Н. К. Крупская, изучив опыт совместного школьного обучения, констатировала, что оно является залогом нормальных отношений между мужчинами и женщинами. Некоторые современные педагоги, однако, выступают за создание школ раздельного обучения. Деятельность таких школ освещается СМИ и провоцирует общественные дискуссии, в ходе которых сторонники гендерного разделения апеллируют к прошлому. Ввиду этого интересно было бы обратиться к истории российского женского образования, отразившейся в публицистических произведениях. В сочинении Г. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» описан приём, оказанный в Москве послам из Польши. «К царице посольства править и видеть её не допустили <…> – пишет Котошихин. – Для того, что московского государства женский пол грамоте неучёные, и не обычай тому есть, а породным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы: понеже от младенческих лет до замужества своего у отцов своих живут в тайных покоях <…> Можно дознаться, от чего бы им быти гораздо разумными и смелыми». Котошихин лукавил. Запрет видеть царицу объяснялся не её невежеством, а обычаем, установившемся при дворе после несчастного случая с невестой царя Михаила Романова. «Но, - замечает И. Е. Забелин, - неверно объясняя частный случай, Котошихин очень верно и вполне обстоятельно изображает вообще положение женской личности <…> Как и везде, на равной степени общественного развития, русское общество определяло нравственные и общественные права женской личности ветхим сознанием, что <…> женщина сравнительно с мужчиною есть <…> член общества несовершеннолетний». Такое положение вещей исследователи связывают с влиянием византийской культуры. Однако в истории российского женского образования есть и светлые моменты. Вехой на пути его развития стала эпоха Екатерины II. Женская аудитория постепенно приобщалась к регулярному чтению. Доклад сподвижника императрицы И. И. Бецкого был преобразован в закон, официально представивший воспитание мальчиков и девочек единым целым, - «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола». Принципы воспитания по Бецкому: учение без насилия; запрет поощрять в детях соперничество и излишнюю чувственность; наглядность обучения; побуждение ребёнка заниматься искусствами; отсутствие отрицательных примеров; внимание к физическому развитию ребёнка и его склонностям, - сформировали «Устав общества благородных девиц». В 1764 г. на его основе был создан Смольный институт, где девочек обучали географии, арифметике, истории, рисованию, музыке, языкам, танцам, светским манерам и домоводству. Вскоре подобные женские учебные заведения появились в 27 городах. В 1783 г. Екатерина II назначила княгиню Е. Р. Дашкову директором Петербургской Академии наук. Впервые в мировой истории женщина заняла государственный пост. В том же году Дашкова опубликовала в журнале «Собеседник любителей российского слова» статью «О смысле слова “воспитание”», в которой вновь подняла вопрос воспитания девочек. Принципы Дашковой во многом сходятся с положениями Бецкого, но княгиня придирчивее изучает общественную сторону вопроса. Женщине, с её точки зрения, мало быть грамотной и набожной матерью семейства – она должна любить Отечество и родной язык, знать и уважать законы, соблюдать умеренность, уметь «быть госпожою» и здраво судить о домостроительстве, владеть иностранными языками. В 1783-1784 гг. книгоиздатель и журналист Н. И. Новиков опубликовал в «Прибавлении к “Московским ведомостям”» серию материалов, где размышлял над проблемами педагогики. Образованием девочек просветитель заинтересовался ещё в 1777 г. Так, доходы от издания его журнала «Утренний свет» шли на содержание двух училищ – мужского Александровского и женского Екатерининского. Теперь же этот вопрос приобрел для Новикова общественное значение, что особенно заметно по материалу «О воспитании и наставлении детей». По мнению журналиста, дурно воспитать дочь – значит «подать случай к целым поколениям худых и потому несчастных людей», которые никогда не станут хорошими гражданами. Описывая уход за ребёнком, Новиков немалое внимание уделяет типично женской проблеме высоких каблуков, резюмируя, что туфли, «переменяющие натуральное сложение мускулов и костей», для девочки вредны. Упомянутые статьи Новикова прямо предшествовали изданию его журнала «Детское чтение для сердца и разума». Характерно, что журнал явно был предназначен для детей обоих полов. Среди героев, сопровождающих юного читателя из номера в номер, есть и мальчики, и девочки. И мальчики, и девочки действуют в большинстве материалов. Встречаются статьи, посвящённые исключительно девочкам (например, «Рецепт для молодых девушек» Ч. II, № 2), и материалы, в которых действуют только женские персонажи («Согласие» Ч. I, № 13; «Разговор одной матери с ея дочерью» Ч. 4, № 11 и «Другой разговор между матерью и дочерью» Ч. 4, № 12). Внимание просветителей XVIII к женскому образованию принесло плоды. Из Смольного института вышло несколько педагогов, первая женщина-архитектор, одна из первых женщин-физиков. Во многом этому поспособствовало стремление просветителей дать девочкам «образование общее, а не приспособленное к каким-нибудь специальным “женским” целям».