ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Доклад посвящен исследованию художественных интерпретаций образа Петра I в русской литературе («Медный всадник», «Русские ночи», «Конь блед», «Он спит, пока закат румян…» и др.). Петр Великий в произведениях А.С. Пушкина, В. Ф. Одоевского, В. Я. Брюсова и А. А. Блока оказывается не столько исторической личностью, сколько мифологической единицей, формирующейся на пересечении антитетичных начал – героического и антигероического. Художественные интерпретации исторического деятеля представляют новое соотношение «архитипической» системы персонажей русской литературы – от «маленького человека» до героической личности – и позволяют выявить ценностные ориентиры эстетико-философской концепции каждого из поэтов. Индивидуалистический комплекс «маленького человека» и героический пафос предопределяют формирование новых эстетико-философских, апокалиптических чаяний о человеке, проявившихся в блоковской мечте о явлении «человека-артиста» и брюсовской романтизации личности. Таким образом, Петр I представляет трехчастную мифологему, в которой представлены экзистенциальный, историко-героический и эсхатологический компоненты, актуализированные поэтами в разные периоды русской литературы.