ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Дискурс городской сплетни:роман как исследование сетевой социальности. Трактовка эстетического как «разновидности социального» (Бахтин—Волошинов) получает сегодня развитие в трактовке социального как разновидности эстетического (например, Ж. Рансьер). Социальность понимается не только как отображаемый в тексте феномен, но и как сложный виртуальный конструкт, динамический эффект, функциональная форма. В романе социальная взаимосвязь не только изображается, но и разыгрывается в «плетении» текста, где любая, в том числе незначительная на первый взгляд точка контакта может оказаться узлом смыслообразования. На примере романа Ф. Достоевского «Бесы», с опорой на акторно-сетевую теорию Б. Латура мы рассмотрим становление коммуникативной социальной сетисквозь призму динамики повествования. Последняя обусловлена циркуляцией слухов и новостей, направленной одновременно на передачу сведений о третьих лицах и установление контакта между собеседниками. Формирование и/или обнаружение коммуникативных взаимосвязей, часто неожиданных и неочевидных, способно порождать новые события и смыслы, частные и системные. Устройство городской сплетни выявляет ключевые черты сетевой социальной структуры и одновременно «метасюжет» романа – о том, как выстраиваются социальные (и межсобытийные) связи, как они образуют подвижный узор, до определенного момента неочевидный и даже при перечитывании допускающий вариативность трактовок. Почти любой персонаж вовлечён сразу в несколько (косвенно – во множество) взаимодействий и отношений, - это побуждает читателя, следуя линиям сюжета, выступать в роли (ис)следователя. Способ повествования и способ отношения читателя к тексту становятся предметом активной рефлексии, эстетической и эпистемологической, - формой знания, адекватной природе современной социальности.