![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Создавая художественное произведение, автор опирается на свой жизненный опыт. Следовательно, представляется небезынтересным обратиться к проблеме отражения авторского «я» в тексте, однако «образ автора» — не то же самое, что литературный персонаж как искусственный конструкт, в основе которого лежит один или несколько прототипов (литературных и/или реальных). Зачастую проецирование личного опыта и моделей взаимоотношений в художественный текст происходит неосознанно, но в ходе создания произведения инкорпорированный материал претерпевает ряд дополнительных и сложных трансформаций. В связи с этим возникает необходимость снять литературные наслоения (приемы, жанровые приметы и т.д.), что обуславливает опору на эпистолярные источники. Частное письмо — текст, непосредственно ориентированный на адресата (некоего идеального восприемника), для которого (по аналогии с созданием героя для читателя) автором конструируется образ своего «я», через который транслируются его идеи и мысли. Таким образом, герой-проекция, прототип которого — «я» писателя, появляется уже в текстах писем. В рамках же данной концепции переписка (корпус писем Карамзина Петрову, Лафатеру, Дмитриеву) рассматривается как промежуточное звено в цепочке автор — произведение (тексты 1799–1803 гг.), что позволяет проследить, как осуществляется самоосмысление и проекция «я» писателя в его тексты. Главный же интерес состоит в анализе того словесного оформления, в котором дается описание психологических состояний, поскольку авторская фразеология позволит говорить об автобиографизме прозы не только на сюжетно-фактическом (событие жизни — мотив, сюжетный эпизод), но и на эмотивном, психологическом уровне (общая тональность, настроение текста).