ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Важным направлением научно-технического прогресса после Второй мировой войны стало развитие ракетной техники и освоение космоса. В СССР за создание и запуск ракет отвечал Совет Главных Конструкторов - группа ученых, стоявших у истоков советской космонавтики. Совет Главных Конструкторов – в некотором смысле уникальное явление для космонавтики. Он начал формироваться в послевоенные годы (1945-1946 гг.) в Германии, куда В.П. Бармин, В.П. Глушко, С.П. Королёв, В.И. Кузнецов, Н.А. Пилюгин и М.С. Рязанский, ставшие основой Совета Главных, были направлены для изучения немецкой баллистической ракеты ФАУ-2. Космическая отрасль успешно развивалась, Совет постоянно расширялся. К 1961 году, перед первым полётом человека в космос состав Совета насчитывал более 20 человек. Каждый из членов Совета носил звание «главный конструктор», являлся основателем своей школы, разрабатывающей свое специальное направление. Идеи, рождавшиеся в организациях этих главных конструкторов, могли быть реализованы только с использованием научного потенциала всей страны и с помощью мощной промышленности. В сферу влияния Совета главных втягивались сотни заводов, отраслевых, академических, военных и вузовских научных учреждений. В рамках данной работы интересно оценить роль персональных контактов в деятельности высшего звена руководителей такой сложной научной и инженерной отрасли, как советская космонавтика. Целью данного исследования является изучение формирования взаимодействия членов Совета главных конструкторов в его первом, «королёвском» составе (С.П. Королёв, В.П. Бармин, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, В.И. Кузнецов, Б.Е. Черток, М.В. Келдыш), складывания отношений между ними, определение роли коммуникативного фактора в этом процессе. Для анализа используются источники личного происхождения, то есть переписка, дневники и воспоминания конструкторов, в которых они упоминают о своей работе и своих коллегах, а также дают оценку деятельности и личности этих коллег. При сборе данных использовались как неопубликованные архивные источники, так и опубликованные данные, находящиеся в разрозненном виде в различных биографиях и литературе по истории космонавтики. Методом исследования источников личного происхождения членов Совета был выбран контент-анализ, как инструмент, представляющий собой синтез количественного и качественного подходов к изучению исторического источника и позволяющий получить более объективные результаты по сравнению с иллюстративным подходом. Выбранная нами тема ранее не рассматривалась с использованием методики контент-анализа, что придает исследованию новизну и широкие перспективы. Для обработки и анализа источников была создана полнотекстовая база данных и сформирована система смысловых категорий, которые объединяли понятия, описывающие различные взаимоотношения и характеристики членов Совета Главных Конструкторов. Базовыми категориями являются «Совет Главных», «Личные отношения», «Рабочее взаимодействие» и «Качества». В ходе работы стало ясно, что система не может быть линейной и для ряда категорий («Совет Главных» и «Качества») были сформированы подкатегории. Для «Совета Главных» указаны подкатегории по именам членов Совета: «Бармин», «Глушко», «Келдыш», «Королёв», «Кузнецов», «Пилюгин», «Рязанский», «Черток» и др. Для категории «Качества» также были сформированы подкатегории: «Поведение», «Положительные качества», «Оценка коллег», «Компетентность», «Завышенная самооценка» и «Отрицательные качества». Из проведенного анализа следует, что Совет Главных Конструкторов был не просто уникальным коллективом ученых и инженеров, делающих общую работу, а являлся творческим союзом талантливых людей со своими достоинствами и недостатками, которые влияли не только на личные, но и на рабочие отношения между членами коллектива. Важно подчеркнуть, что, несмотря на все трудности и спорные вопросы, приоритетными для формирования взаимодействия членов Совета Главных всегда оставались не личные, а профессиональные отношения, совместная конструктивная рабочая деятельность, которая определяла его ведущую роль в развитии отечественной космонавтики.