![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В апреле 2012 г. исполняется 100 лет с момента открытия практикума по радиоактивности в Московском Университете. Открытая в самом конце XIX-го века радиоактивность занимала умы многих выдающихся русских физиков и химиков. В Московском Университете одним из первых занялся исследованием радиоактивности профессор Алексей Петрович Соколов. (1854-1928) Алексей Петрович был пионером в исследовании радиоактивность в Университете. Он исследовал ионизацию и радиоактивность воздуха и газов, радиоактивность минеральных вод и грязей, почв, горных пород, минералов. Первый отметил влияние радиоактивности на организм человека. Выдвинул и обосновал идею о продолжающемся разогреве земных недр внутренними источниками тепла (1910). Изучал проблему ионизации атмосферы. Работал в лаборатории М. Кюри в Париже, знакомясь с явлением радиоактивности. Эти исследования привели к тому, что собрав значительное число образцов воды и почвы, содержащие радиоактивные изотопы, в апреле 1912 г. А. П. Соколов при помощи ассистентов К. П. Яковлева (в дальнейшем профессора Московского Университета) и А. П. Снесарева организовал в Московском университете первую в России радиологическую научно-учебную лабораторию, предназначенную как для работ самого Соколова, так и для работ практикантов. Тем самым был организован первый спецпрактикум по радиоактивности. [1] Уже в 1913 г. было выпущено первое учебное пособие- методическая разработка к задачам практикума. Студенты могли сами исследовать явление, в то время казавшееся более чем удивительным. Пользу от создания практикума трудно переоценить, ведь это способствовало тому, что именно студенты Московского Университета оказывались на переднем крае науки о тогда ещё совершенно неизученном микромире. Сейчас, через сто лет после создания, ядерные практикумы физического факультета, разумеется, не похожи на тот первый, который был создан А.П.Соколовым и его помощниками. В их составе работают уникальные учебные установки по спонтанному делению тяжёлых ядер, аннигиляции, исследованию ядерных спектров и космического излучения. Ряд задач выводятся в сеть интернет, что даёт возможность студентам других ВУЗов России выполнять современные задачи на оборудовании физического факультета, не покидая своих учебных заведений.