![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В последние годы в нашей стране появилось новое поколение многодетных семей счастливых, активных и успешных. Мамы теперь продолжают работать даже с 4–5 детьми и не зацикливаются на домашнем быте. Папы не только строят просторные дома, но и не боятся никакой «женской» работы. Многодетные путешествуют, являясь движущей силой многих мероприятий. Многодетные семьи привозят «город» в «деревню», преобразуют культурное пространство вокруг себя. В связи с этим, интересно узнать, насколько этот опыт отражён в сознании пользователей Интернета? Для этого было проведено исследование с использованием метода контент-анализа. Проанализированы посты и комментарии на тему многодетности социальных сетей (VKontakte и Instagram). Социальная сеть Instagram стала наиболее приоритетной платформой для изучения, поскольку в последние годы она набирает довольно большую популярность среди пользователей. В данном исследовании были использованы данные за два временных периода: 2019 год и 2018 год и ранее. В каждом периоде было проанализировано по 100 информационных единиц текстовой совокупности. Исходная категория: отношение к многодетности в российском сегменте Интернета. В результате проведения качественного исследования и процедуры операционализации исходной категории, выявлены следующие содержательные характеристики: супружеская любовь, взаимоотношения с родителями, любовь к детям, карьера, материальный доход, отношения: брак или сожительство, увлечения, религиозность, образование, характер работы: полная занятость/фриланс, личная свобода. В целом, проанализировано 14583 строки, полезных 7245 строк или 49,6%. Наиболее встречающимися темами в публикациях пользователей социальных сетей являются – «любовь к детям» (22% от всего объема полезной информации), «супружеская любовь» (16%), а также «взаимоотношения с родителями» (13%). Динамика внимания коммуникатора к содержательным характеристикам представлена следующим образом:о любви к детям в публикациях до 2019 года упоминали на 3% больше (20%), чем в публикациях 2019 года (17%). По сравнению с прошлыми годами упоминание о религиозности сократилось на 3% (до 2019 года – 10%, 2019 год – 7%). По всем остальным содержательным характеристикам отклонения больше чем на 2% не наблюдается. В целом, динамика внимания коммуникатора к проблематике многодетности в 2019 году возросла на 2% по сравнению с предыдущими годами: 815(49%)/858(51). Можно предположить,что в настоящее время в социальных сетях существует тенденция повышения внимания к проблеме. Что касается оценочных характеристик, то наибольшее количество положительных оценок набрали всё те же характеристики: «любовь к детям»(237) и «супружеская любовь»(184). Наибольшее количество отрицательных оценок набрала характеристика «взаимоотношения с родителями» (84), где авторы делятся негативным опытом жизни в родительских семьях. При этом, много отрицательных оценок у таких характеристик, как «любовь к детям»(49%), брак (38%), религиозность (31%). Как видим, характеристика «любовь к детям» набрала самое большое количество положительных оценок, и немалое количество отрицательных. На наш взгляд, указанное противоречие, свидетельствует о том, что в современном российском Интернете сильно влияние людей, не признающих традиционные ценности веры, семьи, основанной на браке. Но всё-таки, положительных оценок феномена многодетности гораздо больше. Первые места не случайно занимают характеристики «любовь к детям» и «любовь супругов». Именно эти характеристики отражают основу многодетной семьи. Довольно важной составляющей, по мнению пользователей, является и взаимоотношение с родителями. Многие описывают свой детский опыт, семейный быт и особенности воспитания. Значимыми факторами остаются такие характеристики, как «отношения (брак/сожительство)» (8%) и «религиозность» (8%), т.к. религия может предопределять тип семьи, транслируя при этом традиционные ценности (православные, мусульманские и др). При этом, наблюдается и большое количество негативных оценок к традиционному институту брака и религиозности. Преобладающим большинством авторов комментариев являются женщины (67%), мужчины пишут о детях и многодетности почти в 2 раза реже (33%). Возрастные характеристики авторов позволяют сделать вывод о том, что в социальных сетях пишут не только молодые люди. Часто встречаются публикации на тему многодетности, авторами которых являются люди, входящие в возрастную когорту 30-45+ лет. Оценивая результаты проведённого исследования, можно сделать следующие выводы. Тема многодетности в настоящее время набирает популярность. она активно обсуждается не только среди обычных пользователей виртуального пространства, но и среди актеров, знаменитых людей, религиозных и общественных деятелей.Анализ публикуемого в сети материала показал, что отношение к многодетности у пользователей российского сегмента Интернета, в целом положительное (48,7% положительных оценок от всего количества оценок). Пользователи социальных сетей Instagram и VKontakte, высказываясь на тему многодетности, чаще всего описывают её через свои теплые чувства к детям, многие рассказываю интересные истории о супружеской любви, оценивая, при этом, опыт жизни в родительских семьях. Часто встречается описание прожитого детского опыта, отношений с родителями и анализ методик воспитания к своим детям. Среди публикаций о многодетности встречались и те, в которых авторы говоря о многодетности, связывают ее развитие с особой ролью религиозных и традиционных ценностей.Некоторые пользователи делились рассказами о том, что выросли в многодетных семьях и сами стали в дальнейшем многодетными родителями. Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что восприятие проблемы многодетности присутствует в российском сегменте Интернета, и, в целом, носит положительный характер. Суммируя положительные(48,7) и нейтральные оценки(33,7), получаем довольно высокий показатель(82,4), отражающий положительное отношение к теме многодетности.