ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Попытки определить фикциональность чисто эпистемологически – как противоположность достоверности, истинности – или чисто формально - на уровне семантики или синтактики высказывания – оказались малопродуктивны. Вычистить момент вымышления, воображения, сочинения из актов познания и речи не представляется возможным. Усилия решить вопрос прагматически, исследуя изменчивый пакт между пишущим и читающим субъектами, сделали возможной трактовку фикциональности как исторической категории. Художественный вымысел становится проблематичен тем более, чем менее он очевиден, чему дает массу свидетельств история романа начиная с 18 века. Нарастающее стремление к жизнеподобию письма резко ограничивает практики вымышления, но тем самым открывает концептуальное пространство вымышленности. Его обживают сменяющие друг друга поколения авторов и читателей, достигая при этом все большей виртозности. 19 век станет веком реализм и, кстати, веком фотографии: еще недавно «низкий», но быстро восходящий к славе жанр и новорожденное демократическое искусство внимательно и отчасти ревниво приглядываются друг к другу. Фотография - свежеизобретенная технология с уже выраженными эстетическими претензиями – привлекала и отталкивала многих, притом одним и тем же. Тем, что представляя собой точное механическое фиксирование реальности она допускала нулевую степень сочинительства и даже на ней настаивала, не предполагала вкладов воображения, какие предполагала живопись. Или – предполагала, стимулировала воображение, но в другом режиме. Природа этого режима рассматривается на примере творчества Уолта Уитмена.