ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Теодор Райк (1888 – 1969) – известный психоаналитик, ученик Зигмунда Фрейда, автор множества работ по проблемам культуры и религии. Располагая большими познаниями в сфере истории религии, антропологии, истории литературы и изобразительного искусства Райк, как и ряд других учеников Фрейда, в своих работах стремится выйти за рамки строго психологического анализа патологических случаев, показывая, каким образом психоаналитическая теория может применяться к исследованию мифов, произведений мировой литературы, живописи, а также к исследованию феномена религии. Начало этому направлению положил сам Фрейд своими работами «Толкование сновидений» и «Тотем и табу», а также своей небольшой статьей «Навязчивые действия и религиозные обряды». Все труды Райка можно условно разделить на несколько блоков. Это, во-первых, его сочинения по общим проблемам психоанализа, вдаваться в рассмотрение которых здесь не место. Далее можно выделить работы по психоанализу культуры, к числу которых относятся его ранние работы по психологии литературного творчества Флобера и Шницлера, так и сравнительно зрелые сочинения по творчеству Гете, критике теории культурного прогресса у Фрейда и по психологии остроумия. Еще один блок – собственно труды по психологии религии и психоаналитической интерпретации библейских текстов. В том, что касается собственно проблем психологии религии, Райку удалось внести существенный вклад главным образом двумя своими фундаментальными работами, одна из которых называется «Догма и навязчивая идея», а вторая – «Проблемы религиозной психологии» (во втором издании 1928 года – «Ритуал. Психоаналитические исследования»). «Проблемы религиозной психологии» - одна из первых психоаналитических работ по проблемам собственно психологии религии (вышла в 1919 году). Анализируя ритуалы кувады, кол нидре, шофар, а также обряды переходного возраста примитивных народов, Райк подчеркивает, что психоаналитическое исследование не ставит себе целью заменить какие-либо другие методы и подходы, напротив, оно призвано дополнить уже имеющийся инструментарий исследователя религии. То, что Райк выбрал в качестве предмета исследования именно религиозные ритуалы, далеко не случайно. Дело здесь не только в том, что до него по тому же пути пошел Фрейд в своей статье «Навязчивые действия и религиозные обряды». Наглядный характер ритуала, его действенность, говорит Райк, дает ему в глазах психолога эвристическое преимущество перед сложными доктринами и умозрительными построениями. Как выясняется далее, определенную роль в формировании религиоведческого подхода Райка (как и Фрейда) сыграла книга Робертсона Смита «Лекции по религии семитов». Это сочинение, в котором Смит настаивает на первичной роли обряда по отношению к мифу, стало одним из определяющих векторов формирования взглядов Райка на природу религии. Райк рассматривает психологический анализ религиозных ритуалов как подготовительную ступень к анализу более сложных явлений, таких как миф, догматы или культ. Подобно тому, как в психоанализе мы исследуем раннее детство индивида, чтобы понять внутренние конфликты, которые он переживает в настоящее время, точно также средства психоанализа помогают нам раскрыть природу некоторых характерных черт современного религиозного сознания через исследование его ранних ступеней. Теодор Райк является автором ряда интересных трудов, посвященных проблемам психоаналитической интерпретации мифа и библейских текстов. В отличие от Фрейда, усматривавшего скрытую основу многих литературных произведений в Эдиповом комплексе, или Ранка, который говорит о широком распространении в текстах мировой литературы мотива инцеста и отголосков «травмы рождения», Райк обращает наше внимание на другой скрытый мотив – воспоминание об инициации. Сведения об обрядах инициации, которые относятся к более широкой группе обрядов перехода, Райк почерпнул из трудов выдающегося французского этнографа Арнольда ван Геннепа. После проведения всех необходимых в рамках обряда действий посвящаемый приобщается к сокровищнице знаний племени и становится в полном смысле этого слова мужчиной, то есть, как говорит Райк (в своей ставшей статье «Обряды переходного возраста у дикарей»), он избавляется от инцестуозных влечений, - с точки зрения психоанализа, характерных для детства, - и его враждебное отношение к отцу сменяется послушанием и признанием прав последнего. Из его сознания должно исчезнуть всякое воспоминание о детской жизни. Но для этого он должен пройти немало испытаний, среди которых повреждение определенных частей тела, мнимая смерть (глубокий сон) и последующее воскрешение, полная изоляция и пищевые запреты. Они имеют глубокий психологический смысл и служат одной цели – подавить детские конфликты и искоренить всякую ненависть к отцу, чтобы человек в буквальном смысле начал новую жизнь. Работы Райка по психоаналитическому исследованию текстов и обрядов (в частности, иудейских) сыграли значительную роль как в развитии психоанализа культуры, так и в современной психологии религии. Можно по-разному относиться к построениям представителей классического психоанализа в этой сфере, но при этом остается несомненным, что они вызвали бурную реакцию, в науках о духе шли и продолжаются в настоящее время дебаты вокруг тех или иных психологических построений и правомерности перенесения психоаналитических теоретических конструкций и понятийного аппарата на сферу культуры и религии (ныне эти дискуссии продолжаются по тем же основаниям вокруг обширного научного наследия Ойгена Древермана). Психоаналитик очень часто выступает в роли интерпретатора, при этом часто складывается впечатление, что он не делает различия между интерпретацией человеческого (а именно отклоняющегося от нормы) поведения или интерпретацией тех или иных событий истории религий, а также анализом текстов, поскольку во всяком случае случае он ограничен определенной теоретической моделью. Это и целый ряд других противоречий может указать вдумчивый критик в культурологических построениях представителей классического психоанализа или - говоря в общем - психологии бессознательного. Однако факт заключается в том, что мы вряд ли возможно найти другое современное психологическое направление, которое, подобно психоанализу, также интересовалось вопросами культуры в самом широком смысле слова. Наш доклад является первым в отечественной науке исследованием идей Райка, проведенным с привлечением архивных материалов (обнаружен перевод "Проблем религиозной психологии" Райка на русский язык). По итогам работы подготовлена публикация.