![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Автоматическое обнаружение и определение координат очагов пожаров в настоящее время приобрело чрезвычайно важное значение. Особенно актуально своевременное обнаружение очага пожара, когда он локализован на небольшой площади. Одним из наиболее эффективных средств обнаружения и тушения пожаров (в частности лесных) является применение авиации, для которого важно расчет момента сброса огнегасящей жидкости. Перспективным прибором дистанционного обнаружения очага пожара является УФ-С сенсор (рис. 1), который регистрирует ультрафиолетовое излучение в диапазоне 250 – 280 нм Рис. 1. УФ-С сенсор «Корона 30» УФ-С сенсоры уже нашли применение для обнаружения коронных и частичных разрядов, возникающих в местах неисправностей линий электропередач, обнаружения пуска ПЗРК, организации посадки самолетов. Преимуществом УФ-С сенсора, по сравнению со всеми другими датчиками, является то, что он «солнечно-слепой» и может работать при любых условиях освещения. В представляемом докладе даётся описание авиационной системы (рис. 2), позволяющей обнаруживать и определять координаты очага пожара на основе использования монофотонного сенсора, работающего в диапазоне длин волн 250-280 нм, осуществлять наведение летательного аппарата на очаг пожара, и рассчитывать момента сброса огнегасящей жидкости. На рис. 2 цифрами обозначены компоненты: 1 – носитель огнегасящей жидкости, 2- УФ-С сенсор, 3 – спецвычислитель, 4 - монитор, 5 – устройство сброса огнегасящей жидкости. Рис. 2. Схема авиационной системы обнаружения, определения координат очагов пожаров и наведения на них носителя огнегасящей жидкости на борту самолета В докладе рассматриваются аппаратный состав авиационной системы обнаружения очагов пожаров и их координат, условия функционирования системы для различных рельефов местности. Приводятся формулы, позволяющие определять горизонтальную и наклонную дальность очага пожара, учитывающие наличие бокового ветра, что при известной модели оседания облака огнегасящей жидкости, позволяет рассчитывать время оптимального ее сброса. В части разработки конструкции системы работа выполнена в рамках государственного заказа № гос. рег. АААА-А18-118022790133-1, в части разработки функционирования системы - в рамках государственного заказа № гос. рег. АААА-А20-120011690135-5