ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Социальное в художественном тексте обнаруживается не только как отображение «готовых», опознаваемых социальных типов, сюжетов, реалий или идеологических конструкций. Это также (или прежде всего) разработка социального опыта посредством художественно-речевых форм, - в частности, метафоротворчества. Метафорика литературного произведения предъявляет нам опыт в синкретическом состоянии «взвеси», колеблющийся «на самом краю семантической доступности» (Р. Уильямс) и тем легче открывающийся интерсубъективному обмену. В русле прагматического подхода эстетическое не противопоставляется социальному, - их формы/порядки рассматриваются как сопряженные внутренне. Культурная специфичность тех и других становится по-новому видимой, и тем самым открывается потенциально богатое поле сравнительно-литературных исследований - трансдисциплинарных, поскольку задача формулируется антропологически, а средства ее решения дает филологический анализ. В докладе предлагается сравнительный анализ рассказов Г. Мелвилла «Рай для холостяков и ад для девиц» (1855) и Л. Толстого «Хозяин и работник» (1895).