ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Романова Е.В., доц. МГУ им. М.В. Ломоносова Секция «Наука и инновации» /Сессия: Роль университетов в инновационном процессе Стратегии развития немецких университетов в глобальной экономике знаний В условиях растущей глобализации и развития экономики знаний научно-образовательные институты стремятся расширить свое присутствие в международном масштабе, чтобы снизить конкурентное давление. До последнего времени Германия имела эгалитарную систему образования, а финансирование высшей школы находилось исключительно в компетенции федеральных земель. Кроме того, следуя гумбольдианской идее, университеты традиционно занимались наукой и образованием в отличие от университетов англосаксонской модели, применяющих экспериментальный подход. Такую модель организации научно-технического развития, основанную на взаимодействии академических институтов, промышленности и правительства, Г. Ицкович и Л. Лейдесдорф назвали «тройной спиралью» (The Triple Helix). Как следствие на сегодня в Академическом рейтинге университетов мира среди 30 самых лучших - нет вузов из Германии. Данное исследование посвящено анализу стратегий, которые реализуются правительством и самими немецкими вузами с целью повышения конкурентоспособности как на европейском, так и на национальном уровне. При этом следует отметить как внешние, так и внутренние рамочные условия образовательной политики. Так, Германская образовательная политика опирается на рамочные условия «Общеевропейского образовательного пространства», созданного в рамках Болонского процесса в 1999 г. Одновременно Германия активно участвует в «гонке за лучшие головы» , стремясь развивать свои собственные вузы с мировым именем . В 2005/2006 гг. была запущена программа федерации и земель «Инициатива академического превосходства для развития науки и исследований в немецких вузах». В 2008 г. Министерство образования и науки приняло стратегию интернационализации науки и исследований «Усиление роли Германии в глобальной научном обществе». В 2014 г. была принята дорожная карта «Международная кооперация». Интернационализация служит важной предпосылкой успешной межвузовской конкуренции не только с другими странами, но и внутри страны. Именно поэтому все большее число вузов разрабатывает индивидуальные проектные программы в рамках интернационализации. В 2009 г. Конференция ректоров высших школ Германии запустила программу аудита «Интернационализация высших школ Германии», в рамках которой каждый университет может получить рекомендации по реализации индивидуальной стратегии. Ключевыми элементами такой стратегии является повышение мобильности студентов и ученых, а также межвузовская кооперация в научной сфере. Для этого необходима интернационализация учебных программ за счет возможности получения двойных степеней, обучение на английской языке и другие инструменты. Особое внимание уделяется адаптации иностранных студентов, а также возвращение на родину выпускников и научных кадров, получивших опыт за рубежом. На сегодняшний день можно отметить значительные положительные сдвиги в позиционировании немецких вузов в глобальной экономике знаний: страна занимает 1 место в мире по числу иностранных студентов среди неанглоязычных стран и притягивает около 7% международного образовательного потока.