![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Актуальной задачей развития культурно-исторической психологии является изучение процессов опосредствования в регулировании эмоциональной сферы человека, в становлении образа «я». Какую роль в этих процессах играют выразительные языки? Как формируется экспрессивное поведение человека? В докладе лицо человека рассматривается как экспрессивный знак, который формируется в культуре и постепенно обретает свою функцию представления личности. Одновременно можно проследить, как в ходе онтогенеза ребенок овладевает лицевой экспрессией и формирует свое лицо. Человек довольно рано стал заниматься преобразованием собственной внешности, используя раскраску и татуировку. С их помощью подчеркивались и преобразовывались черты лица, обозначалась принадлежность к определенному роду или племени, причастность тотему. Появление маски знаменует собой переход к новому отношению между лицом как частью тела и культурным знаком. Маска представляет собой аналог лица, но находится в свободном отношении к телу и личности человека. В отличие от лица, которое является неотъемлемой частью своего владельца, маска только временно и непрочно связана с тем, кто ее носит. Погребальные маски послужили прообразом идеализированных изображений, представляющих воплощение бессмертной души. Переход к индивидуализированному (скульптурному или живописному) портрету знаменует осознание себя как отдельной личности. Указанные культурные средства позволяют человеку овладеть своим экспрессивным поведением, осознать самого себя.