ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Биографический миф о писателе в ХХI веке – неотъемлемая часть как литературного процесса, так и массового сознания. В осмыслении феномена Достоевского Россия эволюционировала от мифем (языковых формул) «жестокий талант» и «достоевщина» до постижения глубины психологизма писателя и осмысления «вечных» и исконно российских проблем, поднятых Достоевским. В качестве материала для сопоставительного исследования был привлечен, прежде всего, 12-серийный документальный фильм Александра Клюшкина «Жизнь и смерть Достоевского» (2004), фильм Евгения Ташкова «Три женщины Достоевского» (2010) и сериал Владимира Хотиненко «Достоевский» (2011). В современном биографическом мифе о Ф.М.Достоевском можно выделить следующие мифологемы: «рождение в семье лекаря Мариинской больницы для бедных», «тайна Михайловского замка» (эта мифологема представляет собой название одной из серий документального фильма «Жизнь и смерть Достоевского»), «убийство отца», «каторжник из Мертвого дома» (мифологема включает в себя автомифему), «три любви Достоевского» (название книги американского исследователя российского происхождения М.Слонима), «гениальный эпилептик», «русская рулетка», «от эшафота до престола» (две последние мифологемы также являются названиями серий документального фильма «Жизнь и смерть Достоевского»). Эти мифологемы отражают бытование представлений о биографии Достоевского и его творчестве в российском массовом сознании и, помимо кинематографа, поддерживаются литературно-биографическими произведениями и даже атрибутами городской культуры.