ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Прошедший 2020 год принес существенные изменения не только в привычный уклад жизни миллионов людей, но и стал значимым для мировой и региональной политики. По результатам выборов в Соединенных Штатах Америки в Белый дом пришла новая администрация во главе с Джозефом Байденом. В тоже время в Японии, которая стремиться к роли регионального лидера при сохранении приоритетных союзных отношений с США, с поста премьер-министра ушел Синдзо Абэ, что привело к смене кабинета министров. После ухода Дональда Трампа новой политической силе достался Тихоокеанский регион, в котором уже начали воплощаться инициативы предыдущей администрации и требующие либо пересмотра, либо доведения до логического завершения. Одной из самых болезненных для Японии реформы было заявление о выходе США из Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, которое было подписано в 2016 году. В рамках договора планировалось создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На тот момент на тихоокеанские страны приходилось 40% мировой экономики и треть мировой торговли . Тогда Японии пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить других партнеров сотрудничать, чтобы сохранить и принять положения ТТП посредством нового торгового соглашения под названием «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства» . В тоже время США начали работу по разработке двустороннего японо-американские соглашения о торговле. 4 декабря 2019 японский парламент ратифицировал соглашение о торговле между США и Японией, которое вступило в силу 1 января 2020 г. Принятие этого документа свидетельствовало о важности для администрации премьер-министра Японии Синдзо Абэ как данного договора, так и американо-японского сотрудничества. Новый формат торгового сотрудничества США и Японии включал в себя два направления – непосредственно соглашение о торговле и соглашение о цифровой торговле. Стоит также отметить, что данная инициатива Вашингтона во многом является компромиссом, на который Токио был вынужден пойти, чтобы не допустить ограничения импорта японской продукции на американский рынок, а также чтобы избежать введения дополнительных тарифов на японскую продукцию и не допустить развития торговой войны с США. Администрации Байдена придется продумать или полностью пересмотреть дальнейшее развитие двусторонних торговых отношений с Японией, которое может привести к заключению более комплексного двустороннего договора о торговле. Еще одним важным направлением внешней политик Дональда Трампа в отношении Японии была критика и попытка пересмотра союзного Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией, согласно которому США обязаны заступиться за Японию в случае, если на нее нападут. Документы был подписан в сентябре 1951 году в Сан-Франциско, а в 1960 году этот двусторонний договор пересмотрели, чтобы объяснить позиции обеих сторон. Данная инициатива до сегодняшнего дня определяла японо-американских отношениях в сфере безопасности, в рамках которых от Японии не требовалось содержание внушительного военного аппарата, достаточно было поддерживать минимальную обороноспособность. Поскольку Договор о безопасности подразумевал присутствие американских военных сил на территории страны совместно с японскими силами самообороны, он обеспечил необходимые условия безопасности, позволившие Японии сконцентрироваться на социально-экономическом развитии страны в рамках демократического курса. Данная система обеспечивала рост японской экономики и сохранение мира. Роль США как защитника Японии несколько раз подвергалась критике со стороны Трампа. Он подчеркивал, что во время атаки на США японцы будут просто наблюдать за нападением "по своим телевизорам Sony" . Лидер США дал понять, что он может пересмотреть обоснованность защиты японской территории военными силами Соединенных Штатов, предоставляемой по условиям японо-американского альянса. В этом контексте закономерно особо остро встал вопрос об американских базах, расположенных на Окинаве. Япония выплачивает в районе 2,2 миллиардов долларов в год непосредственно США, а также несет около 75% расходов на обустройство баз. Однако Трамп не один раз заявлял, что страны, размещающие на своей территории американские базы, должны платить больше. Однако в ходе диалога с Синдзо Абэ Дональд Трамп, несмотря на изначальное обещание «быть жестче» с Японией, осознал важность альянса между Японией и США. Таким образом, от администрации Байдена можно ожидать продолжения переговоров о распределении обязательств по отношению друг к другу в рамках ранее установленных договоренностей. Приход новой администрации в США и уход с должности премьер-министра Синдзо Абэ также отразится на международных отношениях в меняющемся Индо-Тихоокеанском регионе. Российско-японский диалог в сфере региональной безопасности, к которому обе страны демонстрируют интерес уже на протяжении нескольких лет, может частично поменять направление под влиянием США. В 2013 году Япония и Россия провели первую встречу министров иностранных дел и обороны в формате «2 + 2». В 2017-м – после более чем трехлетнего перерыва, связанного с украинским кризисом, – такие встречи возобновились; до начала пандемии Covid-19 состоялось четыре раунда консультаций. Стремление к диалогу по вопросам безопасности естественно для двух крупных соседних государств. Нарастающая дестабилизация и военная напряженность в Восточной Азии делают такой диалог особенно востребованным, несмотря на все сложности и ограничения. Сближение США и России, которое прогнозировало в период президентства Трампа, так и не произошло т.к. страны, преследуя схожие цели, оставались конкурентами на международной политической арене. Япония в целом относится положительно к сближению США и России, так как не заинтересована в обострении «новой холодной войны», но с опаской относится к возможной модели миропорядка, где будут доминировать две мощные ядерные державы – США и Россия. Однако по последним заявлениям новой администрации Вашингтон пока не намерены идти на сближения и диалог с Москвой, но на российско-японские отношения это будет отражаться только в сфере санкций, к которым придется присоединиться Японии. В любом случае эта активность вряд ли окажет существенное влияние на предполагаемые бесконечные переговоры о мирном договоре. В настоящее время основные опасения Японии вызваны возможностью изменений во внешнеполитическом курсе США по отношению к Китаю. В ситуации, когда растет напряженность в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, для Японии альянс с США необходим. Политика Трампа по отношению к Китаю, его критика экономической политики Китая, действий Китая в Южно-Китайском море крайне позитивно оценивались правительством Японии. Также одобрительно воспринималось высказывание Трампа по поводу концепции «Единого Китая», где президент США заявил, что США не обязательно придерживаться нынешней позиции по вопросу "единого 13 Китая". Также положительной была реакция правительства Японии на заявление президента США о важности Тайваня как стратегического торгового партнера США – само это признание идет вразрез с данной концепцией. В сфере военного взаимодействия отношения Японии и США в ближайшей перспективе не претерпят серьезных изменений. Однако Байден вряд ли пойдет на резкое обострение отношений с Китаем. Для Японии было бы нежелательно оказаться в центре противостояния Китая и США, их борьбы за доминирование в регионе. В случае возникновения подобной угрозы все чаще в Японии звучит мнение, что Япония сторонним наблюдателем не останется, хотя сложившаяся в настоящий момент ситуация представляет реальную угрозу безопасности в Азии. С возвращением демократов в Белый дом вновь встает вопрос, как поведут себя США в отношении Северной Кореи. Администрация Дональда Трампа, начав с опасной военной эскалации на Корейском полуострове, сумела потом стабилизировать обстановку, хотя это и не помогло решить ядерную проблему. Разработка "совершенной системы ПРО для защиты от ракетных нападений со стороны таких государств, как Иран и Северная Корея", которая была начата Трампом, расценивается Японией как еще одно доказательство исполнения США своих обязательств по договору безопасности. Однако старая администрация не успела затронуть в программных документах вопросы возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР, что возможно успеет сделать команда Байдена. По отношению к КНДР США и Япония единодушно будут продолжать осуждать провокации с запусками баллистических ракет, и стремление КНДР дестабилизировать ситуацию в регионе. Сфера взаимодействия США и Японии по отношению к нынешнему режиму КНДР – еще одна перспективная отрасль для укрепления военного сотрудничества двух государств. Из-за концентрации своей политики на национальных интересах США президент Дональд Трамп упустил из виду важность многосторонней системы международных отношений. В связи с этим администрации Джо Байдена предстоит заново выстраивать отношения с многосторонним международным институтам, таким как ООН и ВТО. Для Токио тесное союзничество с Вашингтоном по прежнему играет важную роль, так как территориальный спор между Японией и Китаем за архипелаг Сенкаку / Дяоюйдао в Восточно-китайском море сохраняется. С другой стороны и Японии остается важным стратегическим партнером США в Тихоокеанском регионе. В 2018 г. она занимала четвертое место как торговый партнер Америки, четвертое место как источник прямых иностранных инвестиций и первое – как крупнейший держатель американских государственных ценных бумаг. Доля Японии составляла 4,8% от всего американского экспорта, а на японские товары и услуги приходилось 5,7% от всего американского импорта. В 2018 г. экспорт американских товаров и услуг в Японию составлял 121,2 млрд долларов, что на 6% больше чем в 2017 г., а импорт из Японии – 179,1 млрд долларов, что превышает показатель 2017 г. на 4,5%. В итоге, дефицит торгового баланса в торговле товарами равнялся 67,6 млрд долларов. Необходимо, однако, отметить, что в торговле услугами у США устойчивое положительное сальдо торгового баланса с Японией, равное примерно 10 млрд долларов. Таким образом, учитывая то, что Вашингтон обязан вступиться за Токио в случае конфликта с Пекином, отношения с США будут в приоритете для Японии. Поэтому Байден, стремившийся восстановить и укрепить союзнические отношения с союзниками в разных регионах мира, — идеальный кандидат для выстраивания конструктивных поэтических и экономических отношений с Японией. 9 апреля в Вашингтоне Япония и США организуют встречу на высшем уровне с премьер-министром Ёсихиде Суга и президентом Джо Байденом. Это будет первая личная встреча Байдена с иностранным лидером с момента вступления в должность в январе, ради осуществления которой Япония приложила немало сил. Уже сейчас основными темами их встречи были названы вопросы прав человека в Китае и способы противодействия растущей морской напористости азиатской державы, а также усилия по денуклеаризации Северной Кореи .