![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Сегодня философское осмысление современности так или иначе сводится к исследованиям визуального (visual studies), которые представляют собой междисциплинарный синтез в науках об искусстве и культуре. На протяжении последних десятилетий не утихают разговоры о «визуальном повороте» (У.Митчелл, Г.Бём, Н.Мирзоев), то есть об изменении коммуникативных кодов и о преобладании нового типа культуры – культуры визуальной, которая пришла на смену культуре нарративной. Современность диктует свои модели производства, репрезентации, трансляции и потребления визуального содержания. Высказываются гипотезы о новой культурной мифологии («визуальном режиме», С.Крючков), о «визуальном мышлении» (Р.Арнхейм), «клиповом сознании» (Ф.Гиренок), «визуальной дислексии» (П.Вирильо) и необходимости визуальной экологии (В.Савчук), но все они образуют очень междисциплинарный хаотичный дискурс. Поэтому место визуальных исследований в гуманитарных науках очень неопределённо, особенно это касается российской академической среды. Принимая во внимание вышеперечисленные изменения, мы пришли к выводу, что сегодня анализ практических сфер визуальной культуры необходимо сочетать с фундаментальной теорией взгляда и исследованиями феномена видимости. Речь идёт о визуальном способе познания, для которого наиболее эффективной методологией представляется феноменология: она позволяет приблизиться к истинному пониманию визуального образа, в то время как лингвистическая и семиотическая модель исследования ограничивает в глубине исследования и приводит к редукционистским выводам.