![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
В современном искусстве наблюдается растущий интерес к различным религиозным практикам, в том числе и архаическим. Особенно на распространение шаманизма повлиял сильный интерес в середине прошлого века к различным мистическим и эзотерическим движениям, а также к буддизму и восточным религиям в целом. Здесь нужно упомянуть и неошаманизм, развившийся на основе концепции «базового шаманизма», предложенного американским антропологом Майклом Харнером, и предполагающий полную переоценку взглядов на человека и его положение в мире, изменение отношения к природе и новое открытие себя, способность радоваться жизни, опираясь на принципы существования в гармонии с природой. Так, например, шаманские техники стали активно распространяться вне традиционного контекста, а именно в школах Нью-Эйдж и в работах Карлоса Кастанеды (один из основоположников «психоделической революции» в Соединенных Штатах). Движение Нью-Эйдж предполагало творчески-созидательный подход к миру, основанный на многообразии человеческого опыта. Отсюда «шаманский тренд» и в художественном искусстве, однако, как мы увидим, его предвестники дали о себе знать ещё в начале ХХ века. Шаманский тренд заключается в том, что всё больше и больше художников находят сходство между деятельностью шамана и творческой работой. Если гений художника (художника в широком смысле) издавна считался даром Божьим, а сам художник – посланником Бога на земле, то шаман аналогичным образом есть «посредник» между человеческим и потусторонним мирами. Поэтому закономерно, что произошло некое слияние функций художника и шамана, некоторыми из которых являются достижение особой чувственности как у художника, так и у зрителя, а также целебный эффект произведения искусства на них. В данной работе мы рассмотрим, прежде всего, внимание к шаманским практикам абстракционистов и акционистов.