ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Экология микроорганизмов (ЭМ) - часть биологии, изучающая активность микроорганизмов в их естественной среде обитания - природе, которая возникла и поддерживается и благодаря жизнедеятельности микроорганизмов. Главный объект ЭМ - не особь, а популяция. ЭМ не столько экология популяций, сколько экология микробных сообществ (МС). Изучение ЭМ - это наблюдения, эксперименты и моделирование. Все значимые открытия в ЭМ сделаны в лабораториях. Наиболее продуктивный подход в изучении ЭМ - это «внедрение» лабораторных методов в познание ЭМ и распространение полученных результатов на и для познания микробных процессов in situ. Мол. биол. методы для ЭМ малопродуктивны: подтвердили, что в лабораторных условиях не для всех микроорганизмов научились создавать условия для их роста и размножения; дали возможность известные микробные популяции (МП) обнаруживать in situ без выделения их из МС (метод FISH). Эксперименты in situ малопродуктивны, но необходимы. В исследованиях in situ уметь: обозреть и описать «местность» экосистемы, экотопа, даже экониши и провести необходимые замеры и измерения. Уметь «профессионально» отобрать образцы и при необходимости провести их консервацию для минимизации изменений при доставке в лабораторию. Вклад мат. моделирования в ЭМ мал, из-за формального обучение биологов математике «учителями», не знающими и/или не понимающими биологии, а при обучении биологии, биологов не обучают умению отделять главное от второстепенного. Из успехов в ЭМ к 2015 году, из очевидного: микробный цикл, а не «все есть везде, а природа отбирает». Из утвердившегося: представление о наличии структуры в МС. Из современного: возможность перехода от «ползучего эмпиризма» в познании МЭ к осознанному и прогностическому изучению в силу осознания наличия законов ЭМ. Это законы: экспоненциального роста, лимитирования и ингибирования, волнообразного развития в силу чередования роста и отмирания, плюс, известные микробиологические концепции. Обучение ЭМ, к сожалению, все еще сводиться к преподаванию курса лекций, преподавателями, не имеющими успехов в исследовании ЭМ в виде публикаций в международных профильных журналах. Необходимо: обучение позволять специалистам, имеющим международно-признанные публикации экспериментальных результатов в области ЭМ; разработать систему практических занятий - спец-практикумов для ЭМ; подготовить учебники с целостным содержанием, т.е. отражающие «идеологию» ЭМ; разработать новую, не традиционную систему аттестации - экзаменации обучающихся.