ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Одним из ключевых понятий в изучении вопросов национальной идентичности является общность индивидуумов или общность народа, которая, в свою очередь, означает стабильность и мощь государства. Поэтому власть и политические элиты постоянно озабочены поддержанием этой общности. Они используют целый идеологический конструктор, формируя национальную идею в массовом сознании. Деталями такого конструктора становятся образование, пропаганда семейных ценностей, религия, политическая система, массмедиа. Финские СМИ всегда играли ключевую роль в формировании национальной идентичности, и в период пандемии COVID-19 в них часто поднимались вопросы так называемой «финскости» (фин. suomalaisuus – совокупность черт финского национального характера). Газеты писали, что вынужденная изоляция не сломила дух финнов, традиционно уважающих чужое личное пространство, соблюдающих дистанцию и вообще привыкших к одиночеству. Наоборот, многие с удовольствием ушли на удаленный режим работы и уехали в загородные дома (фин. kesämökki), покинув крупные города. Наряду с антикризисными мерами правительства и стратегиями по стабилизации экономики финских журналистов продолжали волновать вопросы соблюдения гражданских прав и празднования в декабре главного государственного праздника – Дня независимости Финляндии. Согласно исследованиям, именно «независимость» служит главным национально-культурным маркером, по которому респонденты определяют себя как представителя финской нации. Президент Саули Ниинистё на регулярном дискуссионном форуме в Култаранте в конце мая заявил, что в исключительных обстоятельствах видит позитивные для Финляндии перспективы. Эти слова вошли в заголовки десятков статей. Финны доверяют избранной власти, а власть всегда открыта для диалога. Это еще одна черта национального финского характера, которая стала практически брендом Финляндии, во многом благодаря массмедиа. С момента введения в марте 2020 года карантинных мер интегрированная Европа на время перестала существовать. Государства-участники ЕС закрыли границы и оказались один на один со своими экономическими, внутриполитическими и социальными проблемами. Тема национального единства и самоопределения стала для них особенно актуальной. В исследовании применяется метод контент-анализа крупнейших финских ежедневных газет Helsingin Sanomat, Ilta-Sanomat, Iltalehti и материалов официального сайта общественной телерадиокомпании YLE (https://www.yle.fi/). Было проанализировано около 50 материалов, отобранных в период карантина по COVID-19 в Финляндии (17.03.2020 – 15.06.2020) по запросу слов-маркеров, определяющих понятие «национальная идентичность»: «финскость» (фин. Suomalaisuus), «независимость» (фин. Itsenäisyys), «родина» (фин. Kotimaa), «национальная идентичность» (фин. Kansallinen identiteetti).