ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Саркофаг и мумия из коллекции Пермской художественной галереи: к истории одного памятника Настоящий доклад посвящен некоторым итогам проекта по реставрации и изучению мумий и саркофагов из Пермской художественной галереи. Авторы предлагают предварительную атрибуцию некоторых древнеегипетских памятников, которые были исследованы в ходе этого проекта. Сам проект возник в результате объединения профессиональных и материальных усилий трех организаций: Пермской художественной галереи, которая является хранителем памятников; ООО «Феномен», которое привлекло к работе над памятниками опытнейших реставраторов, и Центра палеоэтнологических исследований, сотрудники которого занимаются антропологическим изучением мумифицированных останков, египтологической составляющей проекта и пытаются восстановить историю музейного бытования пермских мумий и саркофагов. История поступления мумий и саркофагов в Пермскую художественную галерею недостаточно исследована. В музейной документации, к сожалению, не сохранилось никакой информации о том, когда и откуда эти древнеегипетские памятники, равно как и коллекция египетской мелкой пластики и амулетов поступили на хранение. Ведущаяся работа с архивными документами, надеемся, прояснит историю музейного бытования древнеегипетских памятников, хранящихся в Пермской художественной галерее В настоящее время египтологи и реставраторы приступили к работе над двумя деревянными саркофагами (далее саркофаг 1 и саркофаг 2), одной крышкой саркофага (согласно музейной документации, она принадлежала саркофагу 2) и 3 фрагментами картонажа. Также были предварительно изучены две мумии, одна предположительно происходит из саркофага 1, другая из саркофага 2. Изначально предполагалось, что все три картонажа относятся к мумии из саркофага 1. В результате проведенных исследований стало очевидно, что памятники из Пермской художественной галереи не являются частью единого комплекса, более того, мумии, саркофаги и картонажи относятся к разным историческим периодам. В докладе мы хотели бы обратить внимание на памятники, согласно музейной документации, относящиеся к т.н. саркофагу 1. В каталоге О.Д. Берлева и С.И. Ходжаш и саркофаг, и мумия с картонажами датируются II-I вв. до н.э., т.е. птолемеевским периодом. Изучение иконографии и технологических особенностей конструкции саркофага, работа с текстами показали, что деревянный антропоидный саркофаг, от которого как считалось ранее сохранилась только нижняя часть, может быть датирован значительно более ранним временем — III переходным периодом, эпохой XXI династии. Дальнейшие исследования позволили выдвинуть предположение, что крышка саркофага, которая, согласно музейной документации принадлежала саркофагу 2 (представляет собой скульптурное изображение запеленатой фигуры покойного, перекрещенные руки со сжатыми кулаками сложены на груди), на самом деле, с большой долей вероятности, относится к саркофагу 1. Несмотря на то, что живопись на крышке сильно утрачена, анализ технологии изготовления саркофага, иконографии, сохранившихся фрагментов живописи, некоторых известных аналогий, позволяют полагать, что саркофаг относится к типу II c по классификации А. Нивинского и может быть датирован серединой правления XXI династии. Мумия из саркофага 1 и три картонажа принадлежат к совершенно иному историческому времени. Так, маска и один из нагрудных картонажей изготовлены в достаточно типичной для эпохи поздних Птолемеев манере и стилистике и имеют множество аналогий в музейных и частных собраниях.