ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Лингвокультурология как отдельная наука начала формироваться в конце ХХ века. Ее возникновение и становление лингвокультурологии было бы немыслимо без В.Н.Телия. Сегодня можно утверждать, что из единого корня телиевской лингвокультурологии выросло несколько самостоятельных научных направлений, активно развивающихся в наши дни. В фокусе внимания психолингвокультурологии, начавшей формироваться в начале этого века, находится единое, сложное, многомерное пространство лингвокультуры, обладающей своими собственными единицами (словарем) и законами (грамматикой). По уже полученным результатам проводимых нами исследований сегодня представляется возможным утверждать, что одной из подсистем лингвокультуры является подсистема метафорическая, единицами которой являются базовые метафоры – метафоры «изначальные», «исходные», имеющие архетипическую природу и основанные на архетипических представлениях. Основанием базовых метафор выступают максимально абстрагированные «идеи», которые лежат в основе осмысления мира человеком и которые могут не осознаваться современными представителями лингвокультуры, но при необходимости поддаются рефлексии. На основе многочисленных трудов представителей разных наук и собственных наблюдений представляется возможным выявлять и наглядно демонстрировать универсальный характер базовых метафор, лежащих в основе окультуривания мира человеком (В.Н.Телия) и служащих образным основанием для его метафорического осмысления. Так, например, ВЕРХ, будучи членом оппозиции ВЕРХ / НИЗ и являясь базовой метафорой, соотносится с идеей высоты, встраивается в ряд ВЕРХ – БОГ – СВЕТ – ДОБРО – ЖИЗНЬ и подвергается вторичной метафоризации, результаты которой овнешняются в различных языковых знаках, напр.: вершина, пик, зенит, небо, облако, звезды, Луна, дуб, крыша, – которые соотносятся с разными кодами культуры. Конкретное функционирование указанных единиц, несущих «функционально значимые для культуры смыслы» (В.Н.Телия), можно обнаружить в создаваемых сегодня текстах разных типов и жанров. Как показывают разнообразные исследования, сама базовая метафора, ее бытие и функционирование в культуре, а также векторы ее дальнейшего «разворачивания» характерны для разных культур и претендуют на универсальный характер.