![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Доклад сделан на секции "Этика искусственного интеллекта в обеспечении безопасности". В докладе подчёркнута необходимость активных действий для преодоления отставания обсуждения ИИ с социально-гуманитарных позиций от практического воплощения технологических решений. Этико-правое регулирование ИИ есть фактор обеспечения экзистенциальной безопасности человека, сохранения ценностных оснований культуры и суверенитета государства. Национальные документы в области стратегического развития ИИ обязательно должны предусматривать правовое и этическое регулирование. Роль этического регулирования возрастает, поскольку при развитии ИИ мы имеем дело с принципиально новым объектом, новыми отношениями людей по поводу этого объекта, новыми типами ценностных конфликтов, и регулирование не может быть сведено к праву, так как известно, что право закрепляет уже сложившиеся социальные отношения, кроме того правовые решения вытекают из принятия определенных этических норм. Этическое регулирование полного цикла работ в сфере ИИ связано с выработкой ключевых ориентиров создания и применения ИИ на разных уровнях: 1 уровень – определение на государственном уровне набора этических принципов регулирования ИИ для обеспечения человекоцентричного развития ИИ. 2 уровень – этические кодексы разработчиков. 3 уровень –секторальное и проектное подхода рассмотрение социо-гуманитарных аспектов конкретных технологий ИИ и их регулированию. Например, в условиях высокого рискогенного потенциала применения систем ИИ в социально-значимых сферах – в образовании, в медицине как науке и здравоохранении, так необходимо создание механизмов для обязательного социально-гуманитарного обсуждения безопасности, обоснованности и последствий внедрения систем ИИ. Так, ИИ внедряется в сферу образования, но трансформация процесса, системы и результатов образования под влиянием ИИ не опирается на достоверные эмпирические исследования, концептуальные подходы педагогики и философии образования . Недостаточно изучено влияние ИИ на развитие у детей высших психических функции, в частности, мышления и памяти, на процесс социализации и результаты воспитания, в том числе связанные с формированием ценностных ориентаций. Нужны установленные государством правила и площадки для обсуждения всех заинтересованных субъектов – педагогов, родителей, разработчиков и владельцев систем ИИ, лиц, осуществляющих внедрение систем в образовании и лиц, принимающих решение об этом. Представляется, что такая экспертиза должна осуществляться не в формате оценивания проектов и продуктов на стадии их завершения, а в формате исследовательской деятельности, сопровождающей проекты от постановки задач до практического воплощения.