![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Во второй четверти XIX века германские государства предпринимали несколько попыток облегчить торговое сообщение и изменить таможенный порядок на немецком пространстве. Проблема многочисленных таможенных застав и чрезмерного пошлинного обложения особенно остро стояла для Пруссии, ведь ее западные и восточные территории были отделены друг от друга владениями Ганновера, гессенских и других государств. С 1818 года Пруссия вплотную разрабатывает новое таможенное законодательство и реализует анклавную политику, результатом которой стало включение большинства приграничных малых немецких государств в таможенную систему Пруссии к 1830 году. Другие государства Германского Союза были всерьез обеспокоены усилением экономического влияния Пруссии и приступили к переговорам, результатом которых стало образование сразу двух таможенных объединений в 1828 году: южно-германского союза под руководством Баварии и Вюртемберга и среднегерманского союза с участием Саксонии, Ганновера и тюрингских государств. Тем не менее региональные союзы не смогли существенно повлиять на торговую ситуацию и облегчить товарное сообщение, в связи с чем наиболее заинтересованные государства постепенно присоединились к прусской таможенной системе и приняли участие в договоре 1833 года, положившем начало Германскому таможенному союзу (ГТС). По мнению многих исследователей, ГТС стал одним из первых уверенных шагов на пути к объединению Германии. Вместе с тем ведущая роль в процессе таможенного объединения отводится историками многих поколений Пруссии, а участие остальных государств традиционно остается в тени. Предлагаемое исследование направлено на освещение других участников процесса таможенного объединения и оценку жизнеспособности альтернативных проектов союзов. В ходе данной работы был пересмотрен вклад других государств в создание ГТС. Наиболее показательным результатом исследования стало выявление многих положений об организации ГТС в финальном тексте договора, которые были разработаны и предложены южно-германскими государственными деятелями. Поэтому широко распространенный в литературе тезис об исключительном распространении прусской таможенной системы на другие германские государства в качестве главной причины образования ГТС нельзя считать вполне обоснованным.