![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Ключевые слова: интерпретации, контекст, металогика, смысл, текст, фрейм В коммуникативном пространстве нет «пустых мест», здесь даже молчание означено. Одновременное сосуществование текстов содержащих контрадикторные суждения, подчас бессмыслицу, ставит перед субъектом проблему толкования увиденного и услышанного. Работа с контекстом относится к сфере интерпретаций. Поэтому навыкам восстанавливать, конструировать контекст, в котором действует говорящий, где он обличает и поддерживает, жалуется, смеется и плачет, необходимо обучать так же как и умению понимать сам текст. Смысл по отношению к содержанию есть метауровневое описание текста. Как продемонстрировали семиотики постмодерна, со смыслом можно играть в разные игры. Его можно убрать (нонсенс), спрятать (деконструкция), столкнуть с другим смыслом (коллаж, пастиш), переодеть в иное (déjà-vu), воскресить (означивание), сделать ценностью (фетишизировать) и т. д. и т. п. Чего нельзя сделать со смыслом, так это его разрушить. Таковы правила игры. Как находить контексты? Здесь может пригодиться «внешняя подпора» в виде топосов или фреймов, в которые вписывается выбранное содержание. Именно фрейм держит сведения, у которых иначе не было бы возможности выступать в качестве смыслового целого. Техника топоса – это техника «задавать вопросы». Подчас фрейм и текст опираются на разные логики. Тогда мы получаем вариант диалога разносмыслий, со стремлением объединить их в третьей, дополнительной логике – металогике интерпретаций – области пока маргинальной, но креативной. И здесь открывается психо-лингво-педагогический ракурс смыслового анализа. У человека появляется «точка зрения», а значит, задается дистанция между миром видимым и миром представляемым, формируя у понимающего рефлексивное, диалогическое мышление. Самое же главное, открывается перспектива связи методических приемов понимания с текстовыми смыслами. Доклад будет строиться на примерах.