![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ФНКЦ РР |
||
Доклад посвящен разнице сюжета и стиля литературной санскритской джатаки по сравнению с ее прототипом. Литературная джатака разбирается на примере сборника «Гирлянды джатак» Харибхатты (IV-V вв. н.э.). Первоисточником разбираемой истории является одна из авадан «Авадана-шатаки» (I-II вв. н.э.). Малоизученность обоих памятников в отечественной индологии делает такое сопоставление особенно интересным. Разбирается «Джатака об олене» (№22), имеющая двусоставный сюжет. Обсуждаются особенности композиции ранней аваданы и литературной джатаки. Сравнение стиля прототипа и литературной джатаки выявляет в первом из них черты формульного стиля, а во втором явное проявление поэтики придворной литературы кавья. Рассматривается влияние канона придворной санскритской литературы на сюжет джатаки Харибхатты. В докладе обсуждается вопрос о подлинности второго сюжетного хода в составе джатаки Харибхатты. На примере конкретной джатаки прослеживаются характерные в целом для сюжетов литературной джатаки особенности: сосредоточенность на идеальном образе главного героя и его подвиге, важность царской темы и этикетных моментов, введение в повествование описательного материала, монологов и дидактических вставок. Изысканность дидактических строф, близкая по стилю к дидактической поэзии Бхартрихари. Высказываются соображения о значении разобранных различий с точки зрения исторической поэтики.