ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Для крестоносцев, удерживавших Иерусалим под своей властью почти век, действия Салах ад-Дина были прямой угрозой безопасности. Взятие Алеппо позволило Салах ад-Дину объединить в прошлом разрозненную мусульманскую Сирию и держать под контролем территорию от р. Нил до р. Евфрат. Как отметил, говоря о том периоде, французский писатель ливанского происхождения Амин Маалуф: «Остался только миф об эре единства, величия и процветания, навсегда закрепившийся в мечтах арабов». В течение 90 лет «Божья земля взывала о помощи». Салах ад-Дин, появившись в нужное время, ответил на её призыв. Для султана это был хороший плацдарм для начала активных боевых действий против крестоносцев. Во-первых, на него надеялись, как на правителя, который «мог восстановить утерянное мусульманами политическое преобладание и возвратить отнятые христианами владения». Во-вторых, в идее джихада против «неверных» было и подтверждение легитимности его власти. Помимо этого, многие считали его узурпатором. По этой причине, опасаясь волнений, Салах ад-Дин после занятия г. Алеппо и Джазиры заявил: «Теперь, когда нашей власти или власти наших подданных подчиняются все мусульманские земли, мы должны в благодарность за эту милость Аллаха собрать всю решимость и направить силы на проклятых «франков». Мы должны победить их ради нашего Бога. Мы смоем их кровью позор, который они нанесли Святой Земле». Период борьбы Салах ад-Дина с крестоносцами во второй половине XII в. является знаменательным для средневековой истории арабских стран. С одной стороны, он положил начало правлению новой династии – Айюбидов. С другой, его фигура стала почти что культовой в глазах мусульман. Он стал правителем и полководцем, сумевшим дать отпор крестоносцам. Сам Салах ад-Дин прошёл путь от одного из военачальников Асад ад-Дина Ширкуха до султана. Его восхождение к власти шло в контексте важных исторических процессов, происходивших на Ближнем Востоке. С началом правления Салах ад-Дина в Египте можно говорить о торжестве суннитского ислама на Ближнем Востоке. Династия Фатимидов пресеклась со смертью Аль-Адида. Первое «знакомство» Салах ад-Дина и крестоносцев произошло во время его походов в 1163, 1167 и 1169 гг. под предводительством его дяди. Одна из таких встреч, а именно осада Александрии 1167 г., закончилась печальным опытом для Салах ад-Дина. В следующий поход он отправился уже не по своей воле, но это во многом определило его судьбу. Сначала он стал правой рукой дяди, а после его смерти и вазиром Египта. Когда умер последний фатимидский халиф, Салах ад-Дин стал султаном в Египте, таким образом основав новую династию. В это время были и крупные сражения, такие как осада Дамьетты, и мелкие столкновения с «франками». Кроме самих государств крестоносцев, была проблема борьбы за власть после смерти Нур ад-Дина. Это представляло непосредственную угрозу Салах ад-Дину, пришедшему к власти в Египте. Многие современники даже не считали его легитимным правителем вплоть до его смерти в 1193 г. Его приближенные активно использовали идеи «джихада против неверных», чтобы, таким образом, узаконить власть Салах ад-Дина в глазах сомневающихся. Зангиды, прямые наследники Нур ад-Дина, «тревожили» Салах ад-Дина даже в ходе борьбы с крестоносцами во время Третьего крестового похода. Во многом Салах ад-Дин стал тем, кто завершил, вероятно, задуманное Нур ад-Дином. Зангид целенаправленно стремился объединить под своей властью арабский Ближний Восток, чтобы затем консолидировано нанести решающий удар по крестоносцам в регионе. Для Салах ад-Дина поход на Иерусалимское королевство в 1187 г., главными результатами которого были победа при Хаттине и взятие Иерусалима, стал пиком его деятельности как полководца и властителя. Этими успехами он также подтвердил свой статус борца с «неверными», что значительно укрепило его власть над Египтом и Сирией. Особый акцент также стоит сделать на том, что для мусульман идея завоевания Иерусалима была формой очищения. 9 октября 1187 г. на Храмовой горе была совершена пятничная молитва и прочитана хутба впервые за почти 100 лет. По этой причине процесс повторной «исламизации» в Иерусалиме начался полным ходом. В частности, был снесён крест, установленный крестоносцами над Куббат ас-Сахра, и убран алтарь с иконами, которые находились внутри. В мечети Аль-Акса была снесена стена, закрывающая михраб. С другой стороны, это навсегда изменило облик региона. С этого момента у «франков» больше не было ни главной идеологической опоры, а именно принадлежности Иерусалима с Храмом Гроба Господня, ни фактической. Большая часть территорий крестоносцев была завоёвана Салах ад-Дином. Третий крестовый поход стал реакцией на потерю Иерусалима крестоносцами. Захватить обратно этот город означало обрести власть на Ближнем Востоке и огромный авторитет в Европе. Осада Акки во многом укрепила уверенность крестоносцев в победе и ослабила боевой дух «сарацин». Состояние армии Салах ад-Дина после изнурительной осады было достаточно тяжелым. Этим можно объяснить успешный захват Ричардом Львиное Сердце прибрежных территорий в Палестине к югу от Акки. Потом предпринимались попытки взять Иерусалим, но все они были неудачными. Третий крестовый поход завершился Яффским договором. У крестоносцев остались владения вдоль побережья Сирии и Палестины, но не было главного – Иерусалима. По этой причине Салах ад-Дин остался в памяти как человек, очистивший землю ислама от крестоносцев. «Франки» могли по-прежнему жить и торговать в регионе, но масштабы их присутствия и военные силы были уже далеко не такими, как в начале XII в. Стоит также отметить и двойственное отношение к Салах ад-Дину на Западе. С одной стороны, он воспринимался католической Европой в качестве главного врага христианства, даже сравнивался с дьяволом.С другой же, он являл собой символ мудрости и благородства. Данная работа построена на европейских и арабских средневековых источниках, среди которых биография Салах ад-Дина за авторством Баха ад-Дина, который с 1187 по 1192 гг. занимал должность кадийя Иерусалима. Был также использован перевод Грэхема Александра Лауда хроники «Завоевание Святой Земли Саладином». Для многостороннего анализа были изучены работы Пьера Виймара, Томаса Эсбриджа и Амина Маалуфа.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | сертификат | Lomonosov_2020.pdf | 702,9 КБ | 20 октября 2023 [ol_bans] |