ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Современный этап развития рынка бизнес образования характеризуется окончанием доминирования бизнес-школ, основным продуктом которых являлись программы МВА. В России, как и в других странах, последние годы активно развиваются провайдеры бизнес образования, которые по сути представляют собой образовательные платформы на основе интернет технологий (так называемые «эдтех» платформы - “edtech” platforms). Развитию эдтех платформ в бизнес образовании во многом способствовало быстрое распространение, начиная с конца 2000-х годов, массовых открытых онлайн курсов (Massive Open Online Courses - MOOCs) и открытых образовательных ресурсов (open educational resources – OER). МООКы не только способствовали совершенствованию технологической основы для дальнейшего развития моделей образовательных платформ, но во многом формировали новую культуру обучения по «курсам по требованию» (courses “on demand”), т.е. по заказу, запросу или по желанию потребителя. Некоторые эдтех платформы позиционируют себя как образовательные платформы по требованию (on-demand platform). В качестве инновационной характеристики стратегического поведения провайдеров бизнес образования следует отметить распространение абонементной бизнес-модели или бизнес-модели «по подписке» (subscription business model – SBM). Логика бизнес-модели «по подписке» в образовании аналогична пакетному лизензированию объектов интеллектуальной собственности, но в отличие от последней, набор элементов «образовательного пакета» не фиксируется при заключении договора, а остается, как правило, на усмотрение потребителя в течение определенного периода (месяца, года и т.п.). Бизнес модель «по подписке», в определенной степени, способствует проникновению в сферу бизнес образования модели freemium = free + premium - базовый уровень услуги предоставляется бесплатно (free), но улучшенную по каким-то характеристикам версию услуги (premium) можно получить на платной основе, иногда по платной подписке. Модель u-learning – это система web-based e-learning, которая использует различные самые новейшие черты беспроводных сенсорных сетей (WSN), что позволяет обучающимся получать знания и навыки путем взаимодействий в распределенной среде обучения. Эта модель основана на теории коннективизма (the theory of connectivism), которая утверждает, что знания и обучение знанию являются дистрибутивными, они не располагаются в каком-то конкретном месте, а состоят из сетей связей, формируемых опытом и взаимодействиями в сообществах знаний (knowing community). Среда u-learning поддерживает обучение с использованием цифровых медиа в географически распределенных средах. Бизнес-школа - узел в сетях знаний. Обучающийся (потребитель) создает ценность путем интеграции собственных ресурсов и тех, которые предоставляют образовательные организации и другие акторы сетей знаний.