ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Предметы и живые существа достаточно четко разграничены в языке, данные явления описываются в языковой системе по разным принципам. В литературном, тем более фантастическом, произведении эта логика может нарушаться ради создания нового образа. В языке (в данном случае неважно, об английском или русском идет речь) выделяется лексический пласт, который может быть (при нормальном языковом употреблении) использован только по отношению к мыслящему существу, обладающему хотя бы минимальными сознанием и волей. Глаголы передвижения как раз относятся к этому пласту: нормальной фразой будет «Животное пришло/ушло»1, но не «Телефон ушел» или «кошелек ушел» - для вещей закреплен глагол «потеряться, пропасть» - разница в том, что вещь не обладает волей, желанием, мотивацией, в то время как живое существо перемещается в пространстве согласно собственной интенции. На основе данной метафоры построена сказка о Колобке — однако в данном случае очевидно, что Колобок — персонаж, аллегория непослушного ребенка, так же, как Лиса — плохих людей и жизненных опасностей. Глаголы перемещения — одна из групп в более обширном лексическом пласте, условно названном нами «ментальными предикатами», то есть такими глаголами, которые описывают действия и состояния, возможные только для мыслящих, живых существ и требующие наличия у агенса сознания, воли и желаний. В образе Единого Кольца весьма широко представлен этот класс предикатов. Они позволяют предположить, что в основе данного образа лежит концептуальная метафора «Кольцо — это персонаж».