ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе предпринята попытка разобраться в процессе становления Йеменского Мутаваккилийского королевства в 1918 – 1925 гг. с точки зрения двух аспектов – религиозного и национального. Для понимания данной проблематики были привлечены источники, а также отечественная и западная литература. Отдельно стоит отметить труд «Новейшая история Йемена» по исследованию социальной истории Северного Йемена с 1918 по 1972 гг. В качестве источников были задействованы архивные документы британской разведки, среди которых меморандум «Британские интересы в Аравии», а также Письмо бригадного генерала Прайса, политического резидента, Аден, секретарю правительства в Бомбе. Из литературы также были пользованы работы Фентона Джейкоба, Абдалла ибн Абд ал-Вахаб аль-Муджахид аш-Шамахи и Вахбы Хафиза. В основе данной работы – принцип историзма, который предполагает рассмотрение определённых процессов и явлений в контексте исторических событий и в развитии. Многостороннее видение исторического процесса определяет разноплановый анализ с применением ряда методов: терминологического, социокультурного, сравнительного и классификационного. Актуальность данной работы заключается в том, что ранее в отечественной арабистике никто не исследовал Йеменское Мутаваккилийское королевстов с точки зрения национального и религиозного аспектов. Основной упор в работе сделан на анализе соотношения и сочетания образа правителя Северного Йемена, имама Яхъи Хамид ад-Дина, как религиозного зейдитского лидера и как короля — главы нового национального государства, добивающегося международного признания. Т.е. два образа, два облика правителя и самого государства. Проанализировав вышеизложенные источники и литературу, я пришла к следующим выводам: 1) Статус «имама» легитимизировал власть имама Яхъи в глазах йеменцев, проживавших на территории Йеменского Мутаваккилийского Королевства, так как на имамскую «должность» претендовали представители различных семей, в т.ч. Идрисиды; 2) Зейдизм являлся своеобразной национальной идеей, с помощью которой имаму удалось выстроить жизнеспособные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) В сочетании с религиозной и национальной властью имам таким образом «обязывал» племена подчиняться его власти, в т.ч. платить ему налоги; 4) Религиозная власть также позволяла Яхъе более выгодно представлять свою внешнюю политику относительно Аденского протектората, говоря об отстаивании своих интересов против «неверных» и, таким образом, объясняя закрытость страны.