ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
В докладе анализируются и описываются результаты исследования восприятия студентами образа современного преподавателя ВУЗа. Выделяются основные составляющие образа, которые студенты оценивали анонимно по нескольким критериям: профессиональным, индивидуально-личностным и социальным. Учитывая, что образ это один из главных регуляторов деятельности и отношений личности, а образ педагога в сознании студентов, в свою очередь, является одним из важнейших факторов, влияющих на отношение не только к педагогу, но и к учебной деятельности, нам представляется целесообразным изучение особенностей образа преподавателя в сознании студентов различных вузов, а именно Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова и РЭУ им. Плеханова. Цель исследования: выявление и анализ содержания особенностей восприятия личности преподавателя в сознании разных групп студентов. Эмпирическая часть работы проводилась на кафедре западноевропейских языков ИСАА МГУ. В исследовании приняли участие 44 студента МГУ, обучающиеся по 4 специальностям: филология, история, политология, экономика и изучающие восточные, африканские и западноевропейские языки и 27 студента РЭУ им. Плеханова, обучающиеся по специальностям экономика - 2 курс, информационные технологии -1 курс и изучающие один иностранный язык – английский. Общий объем выборки составил 76 человек. Гипотеза исследования: структура и содержание образов преподавателей в сознании студентов разного пола и разных специальностей вариативны и связаны со спецификой учебного заведения. Проведенный анализ показал, что в процессе обучения студентов в вузе, их представления об образе педагога не претерпевают значительных изменений. У студентов 1-4 курсов основные показатели образа преподавателя, влияющие на его оценку, сводятся к двум основным компонентам: профессиональному и личностному. Профессиональный компонент является наиболее значимым как для студентов МГУ, так и РЭУ им. Плеханова. При оценке профессиональных качеств педагога они едины во мнении о том, что знание предмета важнее таких составляющих профессионального компонента как эрудиция и владение современными методиками. Наиболее важной личностной характеристикой педагога, по мнению респондентов, являются коммуникативные качества (умение слушать и слышать, уважение к студенту). При выборе типа преподавателя, большая часть студентов предпочла тип преподавателя-друга, указав при этом, что именно такой тип преподавателя встречается наименее часто. Это свидетельствует о том, что тенденции в этом смысле развиваются разнонаправлено, т.е. психотип современного преподавателя-демократа не совпадает с востребованностью студенческой аудитории.