ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ФНКЦ РР |
||
Серьёзной проблемой физического образования является его оторванность от современных экспериментальных установок, то есть невозможность непосредственного участия студента на стадии обучения в современном научном эксперименте. Без такого непосредственного участия подготовка современного физика-экспериментатора не может считаться полноценной. Пример. Законы Ньютона и Ома можно продемонстрировать даже в школе. Школьник и студент могут своими руками повторить эти опыты и проверить законы. Но если речь идёт о современной физике или даже о физике начала 20-го века, то далеко не каждый российский университет может позволить студенту наблюдать деление урана 235, классический опыт Резерфорда или эффект Комптона. Проблем несколько: • дороговизна аппаратуры; • сложности с приобретением и эксплуатацией радиоактивных источников; • и, наконец, «чернобыльский синдром», не изжитый до сих пор. Что же касается современной науки, то прибавляется и просто физическая удалённость студента, интересующегося физикой высоких энергий или космическими науками, от современной экспериментальной установки – коллайдера, реактора или космического аппарата. Безусловно, с развитием современных средств коммуникации, огромное количество научной информации находится в свободном доступе. Однако, это не помогает студенту получить полноценное «экспериментальное» образование, т.е. провести учебный эксперимент и своими руками получить результат, по крайней мере на стадии общего образования, до того, как его допустят к коллайдеру или примут на работу в NASA. НИИЯФ МГУ, имея полувековой опыт обучения студентов различных специальностей экспериментальным основам атомной, ядерной и космической физики, развивает несколько вариантов решения данной проблемы: 1. Выполнение задач ядерного практикума в режиме on-line Практикум по ядерной физике обычно предполагает оснащение учебных лабораторий радиоактивными препаратами, что создаёт проблемы как при их приобретении, так и при хранении и использовании. Возможности дистанционного практикума могут восполнить данный пробел. Экспериментальные установки с радиоактивными источниками, которые находятся в учебных лабораториях НИИЯФ МГУ, были созданы в 70- 80-х годах прошлого века, но до сих пор не потеряли своей актуальности и пока не имеют аналогов в университетских учебных лабораториях. В настоящее время мы поводим тестовую on-line эксплуатацию лабораторных работ «Спонтанное деление калифорния-252» и «Опыт Резерфорда». Выбор этих задач не случаен. «Эффект Резерфорда» представляет собой один из фундаментальных экспериментов, лежащих в основе ядерной физики, но в классическом виде вряд ли может быть реализован в условиях учебной лаборатории среднего университета. При выполнении задачи «Спонтанное деление калифорния-252» студенты могут непосредственно наблюдать и исследовать достаточно экзотический для учебного практикума процесс деления ядра трансуранового элемента, имеющего множество практических приложений. В последние годы, после модернизации учебных установок и перевода на новую элементную базу детекторов и электронных трактов, а также оснащения установок компьютерами, появилась возможность передавать данные по сети Интернет и реализовать дистанционное выполнение этих лабораторных работ. Эта задача является актуальной для многих российских, и не только российских университетов, которые готовят специалистов-физиков, но не имеют возможности приобрести и эксплуатировать подобную аппаратуру. Конечно, для получения полноценного образования необходимо привлечение дополнительных печатных, визуальных, а лучше мультимедийных материалов. Данные с детекторов поступают для изучения и обработки по каналам Интернет в учебные классы других университетов. В пилотном проекте принимают участие преподаватели и студенты Московского, Ульяновского, Ивановского и Костромского университетов. Проект является открытым, и мы приглашаем всех желающих для участия в нём